Клейма фарфора ссср: виды и производители

Клейма фарфора СССР: особенности, проблемы определения

Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным.

Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия.

Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.

Для чего и как клеймят фарфор?

Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.

Клейма фарфора СССР

Способы клеймения фарфора:

  1. Рельефный оттиск на предмете до его обжига.
  2. Проставление до нанесения глазури на изделие (подглазурный метод).
  3. Нанесение рисунка по готовой глазури (надглазурный метод).

Отличия советских и царских клейм

Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.

На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина.

В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра.

Обратите внимание

Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.

В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.

Полностью исчезли атрибуты царской власти. Взамен их в изображения иногда включали элементы советской символики — серп и молот, колосья пшеницы.

Разумеется, никакие фамилии владельцев или их гербы тоже не наносились. Повсеместно использовались знаки не с полным названием предприятия, а с его аббревиатурой.

Почти полностью исчезли большие и сложные рисунки. Изображения на клеймах были стилизованными и отчасти стандартизованными. Связано это было не только со стремлением государственных органов к унификации, но и с широкой механизацией фарфорового производства.

Не стало и обозначений поощрительной символики: корон, медалей и других изображений, отмечающих особое качество продукции. Только в позднесоветский период стали появляться изображения знака качества.

Особенности клейм советского периода

Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно.

Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой.

В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.

Важно

В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений.

Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы.

Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.

Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:

  1. Сортность продукции. Полные слова «1-й сорт» встречались редко. Обычно в обозначении указывалась цифра сорта и буква «с»: 1 с, с-2, 3-с. Иногда данные о сорте художественно включались в рисунок клейма, но чаще просто ставились снизу или сбоку от него.
  2. Год изготовления указывался не всегда, причем наносились только последние две цифры. Так, цифры «65», присутствующие в клейме, означали 1965 год выпуска.
  3. Продукция, предназначенная на экспорт, содержала указание о стране производства: Made in USSR, Leningrad, Soviet Union.
  4. С введением в СССР Знака качества на изделия, удостоившиеся этого отличия, предприятия дополнительно вносили его изображение в свое клеймо.
  5. Редкие элитные изделия, изготовленные вручную, могли дополняться словами Handmade author.
  6. Выпуск вещей к определенным мероприятиям или датам мог сопровождаться указанием об этом в самом клейме: «В пользу голодающих», «В день 8 Марта».

Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.

Клейма фарфора СССР

Популярные клейма фарфора

  1. Дулёвский фарфоровый завод. Начал производство еще в XIX веке. Свое название получил после национализации в 1918 году. Сначала на рисунках присутствовало полное название завода. Позднее, с ростом популярности продукции, в клеймах стало ставиться только слово «Дулево» или аббревиатура «ДЗ».

    В знак включается также известный логотип этого завода — изображение сокола (в некоторых источниках считается, что это ласточка).

  2. Ленинградский фарфоровый завод. Ведет историю с XVIII века. До революции назывался Императорским фарфоровым заводом.

    После национализации стал Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ), а в 1925 году получил современное название. Практически все клейма этого завода содержат только скромное обозначение «ЛФЗ».

  3. Дмитровский фарфоровый завод. Основан в 1766 году в Вербилках, бывшее известное предприятие Гарднера.

    Нынешнее название получил при национализации. До 60-х годов ХХ века в отличительных знаках обязательно присутствовало слово «Вербилки» и изображение чайника с серпом и молотом. Позднее вместо чайника ставились буквы «ДФЗ». В 70-х годах логотипом завода стало изображение головы лося с буквой «В».

  4. Рижский фарфоровый завод. Клейма этого предприятия примечательны тем, что они были единственными в Советском Союзе, на которых все слова были на латинице, например, «RFF Riga». А также наносился стилизованный рельеф кувшина. Вписывался и Знак качества.

Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.

Источник: https://DedAntikvar.com/interesnoe/farforovye-klejma-vremen-sssr

Марки фарфоровых, фаянсовых и майоликовых заводов СССР

Название завода: Фарфоровый завод «Красный фарфорист»

Год основания: 1900 г.

Месторасположение:г.Чудово, Новгородская обл.

Название завода: Хайтинский фарфоровый завод

Месторасположение:пос.Мишелевка, Иркутская обл.
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Целиноградский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Целиноград, КазССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Южно-Уральский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Южно-Уральск, Челябинской обл., РСФСР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Сумской фарфоровый завод

Месторасположение:г.Сумы, УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Ташкентский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Ташкент, УзССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Тернопольский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Тернополь, УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Фаянсовый завод имени М.И. Калинина

Месторасположение:г.Конаково, Калининская обл., РСФСР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Фарфоровый завод «Пролетарий»

Месторасположение:пос.Пролетарий, Новгородская обл., РСФСР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Довбышский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Довбыш, Житомирская обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда»

Месторасположение:г.Ликино-Дулево, Московская обл., РСФСР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Дружковский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Дружковка, Донецкая обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Ереванский фаянсовый завод

Месторасположение:г.Ереван, АрмССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Каменно-Бродский фаянсовый завод

Месторасположение:пос.Каменный Брод, Житомирская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Рижский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Рига, ЛатвССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Самаркандский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Самарканд, УзССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Сарактакшский фарфоровый завод

Месторасположение:г.Саракташ, Оренбургской обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Синельниковский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Синельниково, Днепропетровская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Дмитровский фарфоровый завод 

Месторасположение:с.Вербилки, Московская обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Городницкий фарфоровый завод 

Месторасположение:пос.Городница, Житомирская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Владивостокский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Владивосток, Приморский край., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Прокопьевский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Прокопьевск, Кемеровской обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий

Месторасположение:Башкирская АССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Богдановичский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Богдановичи, Свердловская обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Бориславский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Борислав, Львовская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Будянский фаянсовый завод «Серп и молот»

Месторасположение:г.Буды, Харьковская обл., УССР

Завод в с. Буды Харьковской губернии был основан в 1887 г. Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, крупнейшим промышленником того времени.
Будянский завод был четвертым заводом, вошедшим в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».

«Товарищество» начало действовать с 1889 года, а к началу XX века в него входили уже 8 крупнейших заводов России.

В первые годы работы на заводе вырабатывался полуфаянс, в 1892 г. начали выпускать фаянс, а в 1894 г. и фарфор.
После революции завод национализирован, в 1922 г. вошел в состав Всеукраинского треста «Укрфарфорфаянсстекло».

В середине 20-х гг. получил название «Серп и молот». Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. Восстановлен полностью к 1953 г.

Завод проработал почти 120 лет, но, к сожалению, в 2006 г. прекратил выпуск продукции.

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Васильковский майоликовый завод 

Месторасположение:г.Васильков, Киевская обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Полтавский фарфоровый завод 

Месторасположение:г.Полтава, УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Полонский завод художественной графики

Месторасположение:г.Полонное, Хмельницкая обл., УССР

Название завода: Полонский завод художественной графики

Месторасположение:г.Полонное, Хмельницкая обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

Месторасположение:г.Вишневое, Киевская обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Кировабадский завод

Месторасположение:г.Кировабад, АзССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Коростенский фарфоровый завод имени Ф.Э. Дзержинского

Месторасположение:г.Коростень, Житомирская обл., УССР
…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Краснодарский фарфоровый завод «Чайка»

Месторасположение:г.Краснодар, РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Кузяевский фарфоровый завод

Месторасположение:пос.Ново-Харитоново, Московская обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

Месторасположение:г.Ленинград., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Бакинский фаянсовый завод

Месторасположение:г.Баку, АзССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Барановский фарфоровый завод имени В.И. Ленина

Месторасположение:пос.Барановка, Житомирская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Береговский майоликовый завод

Месторасположение:г.Беляково, Закарпатская обл., УССР

…………………………………………………………………………………………….

Название завода: Башкильский фарфоровый завод

Месторасположение:с.Медведовское, Челябинская обл., РСФСР

…………………………………………………………………………………………….

Источник: http://graalclub.blogspot.com/2011/04/1976.html

Как определить ценность фарфора? Популярные клейма

Старинный русский фарфор – одно из перспективных направлений на рынке антиквариата. Ценность этих изделий со временем только возрастает. Но далеко не каждая фарфоровая фигурка интересна коллекционерам. Здесь представлены несколько распространённых производителей фарфора России прошлых лет.

Императорский фарфоровый завод

другие названия:

  • Невская порцелиновая мануфактура (1744-1765)
  • Императорский фарфоровый завод (1765-1917)
  • Государственный фарфоровый завод (1917-1925)
  • Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (1925-2005)
  • Императорский фарфоровый завод (2005-наст. время)

На изделия Императорского фарфорового завода всегда есть спрос. На этом заводе создавались украшения и сервизы для высшей знати. Уже в конце XIX века вся продукция для императорской семьи выпускалась с дубликатами, которые отправлялись в музей. Эта традиция сохранилась и в советское время.

Как определить, что старый «бабушкин» сервиз – дело рук мастеров ИФЗ? Самое простой вариант – найти на нём клеймо. Вот какие отметки оставляли на изделиях в разные годы.

А если клеймо не сохранилось? В некоторых случаях, намётанный глаз сможет определить принадлежность фарфора к ИФЗ по внешним признакам.

Например, визитной карточкой императорского завода является узор «Кобальтовая сетка», созданный в годы Второй мировой войны. Кстати, версии о происхождении такого рисунка разнятся.

Кто-то считает, что в узоре прослеживаются мотивы сервиза императрицы Елизаветы Петровны, другие же видят сходство с пересекающимися лучами прожекторов и крест-накрест заклеенными окнами блокадного Ленинграда.

Завод пользуется популярностью среди лиц первой величины. Так фабрика создавала табакерки для самой Елизаветы Петровны, подарки для лидеров коммунистических партий и сервиз к вступлению во власть В. В. Путина. Почитатели продукции завода есть и среди звезд.

Дулёвский фарфоровый завод

другие названия:

  • Фарфоровый завод Т.Я. Кузнецова (1832-1889)
  • Товарищество М.С. Кузнецова (1889-1917)
  • Дулёвский фарфоровый завод имени газеты “Правда” (1918 -1991)
  • Дулёвский фарфоровый завод (1991-2012)
  • ПК “Дулёвский фарфор” (2012-наст. время)

Этот фарфоровый завод также выпускает свою продукцию по сей день.

Разумеется, новые предметы пока не интересны коллекционером антиквариата. Не спешите избавляться от них – через пару десятков лет спрос будет не хуже чем на фарфор ИФЗ.

Кстати, современное название завод получил только в 1917 году, раньше изделия клеймили фамилией основателей — Терентия и Матвея Кузнецовых. Вот все варианты (включая современные) в одном месте.

Самый узнаваемый узор Дулёвского завода — цветок, напоминающий розу, «агашка». Такие цветы рисовали несколькими простыми широкими мазками. Название произошло от имени автора — художницы Агафьи Степановны Кустарёвой.

Дмитровский фарфоровый завод

другие названия:

  • Фарфоровый завод Гарднера (1766 – 1891)
  • Товарищество М.С. Кузнецова (1891 – 1917)
  • Дмитровская фабрика бывш. Кузнецова и Дмитровская государственная фабрика в Вербилках. Б. Гарднер (1918-1921)
  • Дмитровская государственная фабрика в Вербилках (1921-1923)
  • Дмитровская фабрика в Вербилках – вторая половина (1923-1930е)
  • Государственная Дмитровская фарфоровая фабрика (1930е-1950)
  • Дмитровский фарфоровый завод (1950-1991)
  • ЗАО Фарфор Вербилок (1991-наст. время)
  • Дочернее Общество “Промыслы Вербилок” (1995-наст время)

Несмотря на обширный список, обычно Дмитровский фарфоровый завод называют «Вербилки». Это первый частный фарфоровый завод в Российской империи.

Основанная иностранцем Гарднером, фабрика была выкуплена уже знакомым нам Матвеем Кузнецовым. Смена названий не могла не отразиться на клеймах фарфорового завода. Мы собрали все в одном месте.

Дмитровский фарфоровый завод массово выпускал свою продукцию, так что вероятность найти изделия Вербилок у себя дома довольно высока.

Источник: https://magiaepohi.ru/interesnye-fakty/19-kak-opredelit-tsennost-farfora-populyarnye-klejma

Клейма и марки ЛФЗ и ИФЗ. Каталог клейм

Марки фарфора ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ с основания ИФЗ до настоящего времени.

С начала правления императрицы Екатерины II (1762 г.) на фарфор ИФЗ ставилась монограмма правившего монарха. Добавлявшаяся к фабричному знаку марка собственности ПК обозначала, что этот фарфор был инвентарем Двора. В период правления Николая II к заводскому клейму добавлялся год изготовления. Выдавленные в тесте цифры, буквы, знаки обозначали состав массы.

1 – 4. Марки фарфора ИФЗ до середины 1760 гг., клейма выдавлены или нанесены голубой, черной или золотой краской.

5 – 8. Марки фарфора ИФЗ с середины 1760 – 1796 гг., синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

9 – 15. Марки фарфора ИФЗ на фарфоре для Двора.

Совет

16 – 21. Марки фарфора ИФЗ 1796 – 1801, 1801 – 1825 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

22 – 28. Марки фарфора ИФЗ 1825 – 1855 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

29 – 35. Марки фарфора ИФЗ 1855 – 1881 гг.,оливково-зеленым под глазурью ( с 29 по 32), марка 33 – оливково-зеленым под глазурью или золотом на глазури.

36 – 37. Марки фарфора ИФЗ 36, 37 1881 – 1883, 38 1884 – 1894 гг., клеймо – 36 синие или золотое надглазурно, 37 – оливково-зеленое подглазурно, золотое надглазурно.

39 – 43.Марки фарфора ИФЗ 1894 – 1917 гг., клейма 39 – 43 ставились оливково-зеленым или золотом подглазурно или надглазурно.

Фарфор ГФЗ, ЛФЗ.

Марки фарфора ГФЗ 1918 – 1930 гг.

I – Первый советский знак. Фарфор ГФЗ, 1918 – 1936. II – Знак в тесте 1920 – 1930х гг. III – вариант знака I, 1919.

IV – вариант знака I, 1919. V – вариант знака I, 1921. VI – вариант знака I, 1921.

VII – вариант знака I, 1921. VIII – специальный знак, только в 1921 г. – в помощь голодающего Поволжья. IX – вариант знака VIII, 1921.

Обратите внимание

X – вариант знака VIII, 1921. XI – вариант знака I, 1922. XII – Юбилейный знак 1922, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции.

XIII – XV.Варианты знака I, 1922 г.

XVI – юбилейный знак, 1923 – 1924. XVII – юбилейный спецзнак (?). XVIII – экспортный знак, 1920е гг. и позже.

XIX – экспортный знак, 1920е гг. и позже. XX – с 1923 по 1930е гг. только для супрематического фарфора.

Клейма и марки фарфора ЛФЗ с 1940 по 2006 г.

A – C. Марки фарфора ЛФЗ I половины 1940-х гг., надглазурные и подглазурные

D, E. Марки фарфор ЛФЗ II половины 1940-х гг., надглазурно и подглазурно

F – H. Марки фарфора ЛФЗ конца 1940-х – начала 1950-х гг. наносились наглазурно и подглазурно.

I – K. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х гг. Первая (I) и вторая (J) марки наносились подглазурно и надглазурно, третья марка (K) подглазурная на скульптуре.

L, M. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х – 1960-х гг. Первая (L)- на вазах в конце 1950-х – начале 1960-х гг., подглазурная и надглазурная. Вторая (M) – надглазурная 1960-х гг.

N – Q. Марки фарфора ЛФЗ 1970-е – 1989 гг. Первая (N) – надглазурная на скульптуре, вазах, графинах. Вторая (O), третья (P) и четвертая (Q) надглазурные, ГР – группа сложности рисунка (от 6 до 15, ВНЕ ГР – изделие превышает 15 группу сложности), I сорт – красная марка, II сорт – синяя, III сорт – зеленая.

R – T. Марки фарфора ЛФЗ с 1989 по 2001 г. надглазурные. Первая (R) и вторая (S) с 1989 по 1992 г. Третья (T) с 1992 по 2001 г.

Источник: https://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=1544

Фарфор СССР

Изделия из фарфора СССР сейчас очень востребованы у коллекционеров. Продать изделия из фарфора СССР сейчас не сложно, особенно если оно хорошего качества и сохранности.

Занимались выпуском фарфоровых изделий в Советском Союзе несколько десятков предприятий. По качеству и художественному исполнению советский фарфор некоторых предприятий не уступал дореволюционному.

Одним из лидеров среди фабрик СССР по производству изделий из фарфора был Ленинградский завод имени Ломоносова. Это старейшее предприятие было построено еще в середине XVIII века. Изделия этого завода до сих пор являются лучшими по качеству и дизайну, а коллекционеры и любители активно ищут продукцию завода имени Ломоносова времен СССР.

Важно

Вторым лидером в СССР по производству фарфора является Дулёвский завод. Сырьё на этом предприятии в советские времена использовалось самое высококачественное, а для особых фарфоровых экземпляров приглашались лучшие художники по росписи. Дулевский завод и сейчас не сдает свои позиции.

Ценнейшее предприятие по производству фарфора – Гжельский завод. Продукция этого завода советских времён пользуется особенным спросом.

Качественный фарфор выпускали наиболее известные заводы Коростенский и Городинский заводы, а также Полонский завод художественной керамики.

Если Вы хотите продать фарфоровые изделия времён СССР и сориентироваться, какие сейчас более востребованы, необходимо знать клейма фарфора СССР.

Клейма на каждом предприятии были отличительные и сами по себе очень красивые, хоть казалось бы, такая неприметная деталь.

Клейма предприятий Союзных республик имели национальный колорит, как и сами изделия, например Бакинского, Кировабадского и Зугдидского заводов.

Некоторые из клейм выглядели следующим образом.

Дулевский фарфоровый завод.

Изделия Дулевского фарфорового завода времён СССР отличались простотой и при этом благородством. Фарфор имел свой стиль народного творчества.

На изделия этого завода наносились клейма с надписью «Дулево» и буквами «ДЗ». Отличительным клеймом завода считается ласточка, она же изображена на его логотипе.

Ломоносовский фарфоровый завод.

Совет

Среди фарфоров, является одним из самых распространенных и самых ценных. Во времена СССР изделия завода вручали как награды и ценные подарки от правительства и одновременно они были в каждой семье. Клеймо предприятия в виде трех букв «ЛФЗ».

Гжельский фарфоровый завод.

Предприятие существует с 1818 года и начинало свое существование с небольшой фабрики. Чаще всего клеймо этого завода в советские времена выглядело в виде небольшого куска круга или треугольника с закругленной стороной, внутри которого могли быть надписи: «Гжель», «ТЗ», «ХК».

Конаковский фаянсовый завод.

В 1975 был организован участок на заводе, который занялся изготовлением наиболее сложных произведений — сервизов и наборов. Клеймо завода изображало ветвь, подчеркнутую двумя линиями, ниже которых было расположено три буквы «ЗиК».

Городницкий фарфоровый завод.

Выпускаемые заводом скульптуры, занимали особое место в 20–40-х годах. Очень популярными были «Девочка, играющая на скрипке», «Пинчер», «Окунь», «Попугай какаду» и другие. Клеймо завода изображало лебедя, другим вариантом было нанесение названия завода.

Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках.

Одно из наиболее известных предприятий. Продукция завода не раз была отмечена медалями на выставках в Париже и Брюсселе. Клеймо завода содержало три буквы «ДФЗ» и надпись «Вербилки». Еще одним вариантом исполнения был чайник, окруженный надписями свидетельствующими об изготовителе.

Клейма некоторых других заводов

Первомайский завод имел клеймо в виде двух рыб, наклоненных от центра, между которыми расположена мисочка. До этого клеймо завода содержало название завода.

Саракташский фаянсовый завод имел клеймо в виде объединения двух букв «С» и «Ф», написанных прописью.

Туймазинский фарфоровый завод имел клеймо из буквы «Ф», палочка посередине которой также была буквой «Т».

Обратите внимание

Минский фарфоровый завод имел клеймо на фоне буквы «М» черного цвета была нарисована белая «Ф».

Коростенский завод имел клеймо буква «К» в круге или надписью «Коростень»

Богдановичский завод на клейме изображалась ящерица с короной.

Артемовского опытно-экспериментального завод имел на клейме контурное изображение оленя в круге.

Сумский завод имел клеймо в виде изображения цветка и буквы С.

Зугдидский завод на своём клейме изображал лошадь сверху шара.

Мы готовы выкупить фарфоровые изделия СССР – чашки, чайники, сервизы, статуэтки и др.

Источник: https://xn—-dtbjjjntum.xn--p1ai/obzor/10/

Как отличить оригинальную фарфоровую статуэтку от поддельной

В последние годы, рынок фарфоровых статуэток, все больше наполняется подделками.

Если раньше качество исполнения подделки бросалось в глаза своим отвратительным видом, то сейчас делают копии, которые может выявить только настоящий профессионал. Хорошая роспись, правильные клейма, размеры, практически, стопроцентное совпадение.

И все же специалисту, что-то говорит о том, что это не творение ЛФЗ или Дулевского фарфорового завода советских времен, а хорошо сделанная современная имитация.

Если подделка выполнена посредственно, то она выдаст себя сразу после беглого осмотра. Отличие в росписи сразу бросается в глаза. Если вы когда-нибудь держали в руках настоящую фарфоровую статуэтку, скажем завода ЛФЗ, то вы сразу раскроете фальшивку.
Но бывает это сделано на очень высоком уровне. Не редко, это касается, именно дорогих, редких фигур.

Даже опытный взгляд не сможет отличить хорошую имитацию сразу, по внешнему виду.

В первую очередь нужно провести внешней осмотр статуэтки. Упрощенная, даже где-то небрежная роспись должна вас сразу насторожить. Но здесь важен временной период создания статуэтки. Некоторые оригинальные фигуры выпускались в таком исполнении, в зависимости от временного периода и конкретного производителя.

Следует обратить внимание на особенности фарфоровой массы, наличие или отсутствие включений, неровностей, цвет и толщину глазури. Если это изделие из фаянса, необходимо знать, что фаянсовые изделия со временем покрываются мелкой паутинкой трещин, так называемый кракелюр или цек.

Также стоит обратить внимание на размер фигурки.

При копировании в форме, размер получаемой статуэтки может быть меньше оригинала на 10 – 20%.

Очень информативным является осмотр донышка фигурки. Часто, отличить подлинную фигурку от копии помогает именно исследование дна статуэтки. Нужно обратить внимание на наличие или отсутствие глазури на донышке, его форму, толщину черепка, различные метки и конечно, клеймо завода изготовителя.

Образец клейма каждого завода изменялся в разные периоды времени. Зачастую, распознать подделку можно именно по клейму. Здесь существует масса нюансов в нанесении клейма.

Например, одно и то же, оригинальное клеймо может выглядеть по разному (неравномерное прилегание штампа к поверхности изделия, залив краски, изнашивание в процессе массового производства штампа), все это неизбежно вносит изменения в изображение клейма на изделии.

Важно

Встречаются статуэтки вообще без клейма, но не стоит сразу причислять ее к подделке, нужно изучить другие признаки. Клеймо может быть, например, утрачено с течением времени.

Если вы хотите заняться коллекционированием фарфоровых изделий, вам придется повнимательней изучить клейма заводов производителей, овладеть справочным аппаратом по клеймению фарфора.

Это вам поможет правильно атрибутировать фарфоровое изделие, узнать место и дату изготовления. Но это
задача не из легких.

Ведь если брать только советский период, только у дулевского завода, около тридцати разновидности клейм, а у ЛФЗ около семидесяти, да еще и они имеют массу разнообразных вариантов.

Не плохо будет походить по антикварным магазинам, и посмотреть, как выглядят оригинальные статуэтки и клейма разных заводов производителей.

Чем больше вы подержите в руках, фарфоровые изделия, больше воочию увидите клейм, тем лучше станете разбираться в фарфоре, “;набьёте глаз”.

Совсем хорошо если у вас появится возможность сравнить две одинаковые статуэтки, оригинальную и подделку, держа обе в руках.

Также, на дне изделия можно встретить метки мастера, художника, отметки завода (сортность, год изготовления, цена).
Если вы хотите купить подлинную фарфоровую статуэтку, покупайте и обращайтесь за консультацией, только в проверенные магазины, или к известным продавцам.

Совет

Говоря о редких статуэтках, например раннего советского периода, авторских, здесь важно знать стилистику, как автора, так и завода на котором он работал.
Определенное сочетание красок, стиля и вида росписи часто бывает уникальным для определенного завода и временного периода.

Если видите что цена изделия явно занижена, скорее всего, продается подделка. Очень часто продавая в интернете, продавец уклончиво отвечает на вопросы о подлинности предмета – мол, не знаю, купил у бабушки и т.д. – скорее всего, фальшивка.

В последнее время выросло число интернет-мошенников.

Покупая в интернете, смотрите на рейтинг продавца, покупайте только у проверенных дилеров, приобретая, что-то в интернет магазинах, обращайте внимание, существует ли физически этот магазин, есть ли у него реальный адрес.

Сотрудники Магазина “Новый комиссионный” помогут вам продать, купить, оценить, атрибутировать фарфоровые статуэтки, изделия из фарфора, а также бронзу, серебряные столовые предметы, изделия из серебра царских времен, монеты, самовары, иконы и другие предметы антиквариата.

Источник: http://NewKomok.ru/library/about-fakes/

Советский фарфор: клейма заводов

После революции 1917-го года стартовала национализация предприятий. Многие фарфоровые заводы полностью прекратили работу, другие – перешли под контроль большевиков и были переименованы. На советском фарфоре клейма утратили былую романтику и лишились атрибутов царской власти.

Фарфор 1917-го года

Клеймо с отметкой «1917» использовали исключительно во время работы Временного правительства. В это время фарфоровые заводы выпустили не так много изделий, и те, которые сохранились до наших дней, представляют большой коллекционный интерес. Цены на советский фарфор этого периода растут из года в год.

Агитационный фарфор 20-30-х годов

Сервизы, тарелки и чашки, статуэтки Государственного фарфорового завода, Бронницкой фарфоро-фаянсовой фабрики «Пролетарий», Дмитровского фарфорового завода с пропагандистскими надписями оказались не по карману рабочим и крестьянам, и осели в собраниях коллекционеров.

Цена советского агитационного фарфора взлетела после того, как его начали покупать иностранцы.

Так что, если увидите клеймо в виде скрещенных серпа и молота или надписи в стиле «В пользу голодающим», перед вами агитационный фарфор СССР или умелая подделка.

Запрет на царскую символику

Тотальная национализация заводов после Октябрьской революции нанесла огромный урон отрасли.

Многие предприятия вынуждены были прекратить работу, те, что остались, – работали по новым стандартам качества.

Большевики запретили все, что напоминало о царской власти, включая клейма с атрибутами императорской России. О былом величии напоминал двуглавый орел, который какое-то время стоял на фарфоре ИФЗ.

На смену царской символике пришли колосья пшеницы, серп и молот, изображение планеты и другие элементы, которые использовали большевики.

С изделий исчезли инициалы бывших владельцев фарфоровых заводов, к примеру, клеймо «ИФЗ» заменило «ГФЗ», чуть позже – «ЛФЗ», которое использовали в течение 80 лет. И такие изменения претерпели клейма всех предприятий.

Стандартизация клейм

В Российской империи клейма одного фарфорового предприятия отличались — размер букв, почерк и рисунок во многом зависел от художника, который наносил их на изделие. А вот для советских клейм характерно строгое следование стандартам. Четкие изображения, стандартный почерк, размер шрифта и изображение — механизация, которая пришла на смену ручному труду, и тут внесла свои коррективы.

Клейма на экспорт

До революции заводы использовали свои собственные клейма для экспорта на французском и прочих языках.

На предприятии братьев Корниловых одними из первых начали ставить клеймо «Made in Russia» — надпись, которая со временем появилась на изделиях других заводов, к примеру, ЛФЗ с 1920-х годов.

Отличительная черта советских клейм на фарфоре для экспорта — наличие отметки «USSR» или «SOVIETUNION» с припиской «made in», к примеру, «Made in USSR» с 1953 по 1964 год на советском фарфоре Дулево.

Сорта изделия

По советским клеймам можно отследить сорт изделия. К примеру, на Ленинградском фарфоровом предприятии использовали отметки для обозначения сортов: «1 с» – первый сорт, «2 с» – второй сорт, «3 с» – 3 сорт; а также для обозначения групп «6 гр», «7 гр», «ВНЕ ГР». Подобная градация была практически на всех заводах, от них зависела цена фарфора ЛФЗ и других заводов.

Общие тенденции

Если проанализировать тенденции, можно увидеть, как идеи клейм кочевали от одного завода к другому. К примеру, в одно время на предприятиях использовали отметки с животными.

На Дулевском заводе начали ставить птицу после того, как в 60-х годах скульптор А. Сотников получил золотую медаль за «Сокола».

А на Ленинградском фарфоровом предприятии с середины 60-х в обиход вошло клеймо с лосем.

Обратите внимание

Барановский, Бронницкий, Гжельский, Городницкий, Дулевский, Ереванский, Киевский, Ленинградский, Полонский, Минский, «Вербилка» — каталоги советского фарфора содержат данные о сотнях фарфоровых заводов. У каждого из них были свои клейма и стандарты клеймения. Больше интересного вам расскажут эксперты по антиквариату в одном из наших магазинов.

Хотите советский фарфор продать? Позвоните нам или приходите в один из антикварных магазинов — мы расскажем, как это сделать.

Источник: https://antik-kharkov.com/blog/sovetskiy-farfor-kleyma-zavodov

Клейма фарфоровых заводов бывшего СССР

Поиск Лекций

Разместил: Uliana

Дружковский фарфоровый завод

Дружковский фарфоровый завод

Каменнобродский фаянсовый завод

Каменнобродский фаянсовый завод

Ленинградский фарфоровый завод

Ленинградский фарфоровый завод

Первомайский фарфоровый завод

Первомайский фарфоровый завод

Прокопьевский фарфоровый завод

Прокопьевский фарфоровый завод

Фарфоровый завод “Пролетарий”

Фарфоровый завод «Пролетарий»

Саракташский фаянсовый завод

Саракташский фаянсовый завод

Туймазинский фарфоровый завод

Туймазинский фарфоровый завод

Хайтинский фарфоровый завод

Хайтинский фарфоровый завод

Южноуральский фарфоровый завод

Южноуральский фарфоровый завод

Ленинградский опытный завод

Ленинградский опытный завод

Добушский фарфоровый завод

Добушский фарфоровый завод

Минский фарфоровый завод

Минский фарфоровый завод

Кувасайский фарфоровый завод

Кувасайский фарфоровый завод

Самаркандский фарфоровый завод

Самаркандский фарфоровый завод

Ташкентский фарфоровый завод

Ташкентский фарфоровый завод

Копчагайский фарфоровый завод

Копчагайский фарфоровый завод

Целино-градский фарфоровый завод

Целиноградский фарфоровый завод

Зугдидский фарфоровый завод

Зугдидский фарфоровый завод

Киевский эксперимен-тальный керамико-художественный завод

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

Коростенский фарфоровый завод

Коростенский фарфоровый завод

Артемовский опытно-эксперимен-тальный завод

Артемовский опытно-экспериментальный завод

Полонский фарфоровый завод

Полонский фарфоровый завод

Полонский завод художественной керамики

Полонский завод художественной керамики

Полтавский фарфоровый завод

Полтавский фарфоровый завод

Синель-никовский фарфоровый завод

Синельниковский фарфоровый завод

Сумский фарфоровый завод

Сумский фарфоровый завод

Тирнопольский фарфоровый завод

Тирнопольский фарфоровый завод

Бакинский фаянсовый завод

Бакинский фаянсовый завод

Кировобадский фарфоровый завод

Кировобадский фарфоровый завод

Рижский фарфоровый завод

Рижский фарфоровый завод

Фарфоровый завод г. Турсун-Заде

Фарфоровый завод г. Турсун-Заде

Богдановичский фарфоровый завод

Богдановичский фарфоровый завод

ПО АРМФАРФОР

П.О.»АРМФАРФОР»

Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий

Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий

Бугульминский фарфоровый завод

Бугульминский фарфоровый завод

Владивостокский фарфоровый завод

Владивостокский фарфоровый завод

Дмитровский фарфоровый завод

Дмитровский фарфоровый завод

Дулевский фарфоровый завод

Дулевский фарфоровый завод

Конаковский фаянсовый завод

Конаковский фаянсовый завод

Краснодарский фарфоровый завод

Краснодарский фарфоровый завод

Фарфоровый завод “Красный фарфорист”

Фарфоровый завод «Красный фарфорист»

Кузяевский фарфоровый завод

Кузяевский фарфоровый завод

Барановский фарфоровый завод

Барановский фарфоровый завод

Бориславский фарфоровый завод

Бориславский фарфоровый завод

Будянский фаянсовый завод

Будянский фаянсовый завод

Городницкий фарфоровый завод

Городницкий фарфоровый завод

Довбышский фарфоровый завод

Довбышский фарфоровый завод

Источник: elkus.narod.ru

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s14593t4.html

Клейма кузнецовского фарфора

Марки этой группы условно отнесены к новохаритоновскому производству (1810—1870-е годы). Продукция предприятия прослеживается до 1853 года, когда произошел первый раздел семейного имущества Кузнецовых. В клейма раннего периода в различных вариантах включена надпись «Фабрика братьев Кузнецовых».

Ранние кузнецовские марки имеют различную конфигурацию — заключены в круг, оформлены виньеткой. Чаще всего они бывают вдавленными в тесте, а затем прорисованными синей или зеленой надглазурными красками.

Встречаются орфографические ошибки в написании (марки №№ 4, 7).
Марки №№ 1—5 на изученных вещах — зеленые. Клеймо № 11 — вдавленное в тесте.

По стилистическому анализу предметы, отмеченные марками №№ 1—5, относятся к 40—50-м годам XIX века.

Марки Дулевского завода (1832—1917)

Марки крупнейшего кузнецовского производства довольно разнообразны по начертаниям, отражают самый длительный по времени этап работы. Марка № 12 (вдавленная в тесте) отнесена А. Б.

Салтыковым к 1853 — 1863 годам, то есть к периоду деятельности Сидора Терентьевича Кузнецова, однако обнаруженная чайница с таким клеймом тяготеет стилистически к 30—40-м годам XIX века. Марки №№ 13, 14 — кобальтовые, также периода деятельности Сидора Терентьевича (1853—1863).

Важно

Марки №№ 15—21 относятся к раннему периоду деятельности Матвея Сидоровича Кузнецова (1864—1889). Чаще всего встречаются надглазурные голубые (цвет надглазурных фабричных клейм — красных, синих, зеленых — указывает на сортность изделий); №19 — выполнена золотой краской.

Марки №№ 19—22 воспроизведены впервые. Надписи на клеймах №№ 21 — 22 характерны для восточного товара. Марка № 22 — периода Товарищества (1889—1917).

Марка завода в дер. Короткой (конец 1840-х — начало 1850-х годов)

Известна лишь одна марка, относящаяся к производству в деревне Короткой близ Дулева. Марка редкая. В виньетке под шестиугольной звездой надпись — «С. Т. Кузнецова в Короткая». 

Марки Рижского завода (1843—1917)

Фабричные клейма рижского завода представляют самую значительную группу в настоящем марочнике. Это связано с их большей изученностью.

Марки рижского фарфора разнообразны, отличаются конфигурацией, изобразительными элементами. Наиболее ранние из них относятся ко времени Сидора Терентьевича Кузнецова (1853— 1863).

Марки №№ 34 — 52 — времени М. С. Кузнецова и его наследников (1864—1917). В сравнении с клеймами предыдущего периода они выделяются большей пышностью обрамления. Клейма №№ 34—47 датируются 1864— 1880-ми годами; №№ 48—52 — относятся к периоду Товарищества, к 1890—1910 годам.

Марки №№ 33 и 42 являются не встречавшимися в публикациях вариантами марок №№ 32 и 41. Марки печатные голубые, надглазурные.

Марки Тверского завода (1870—1917)

Марки тверского завода разделяются на две группы — до образования Товарищества (1870—1889) и периода Товарищества (1889—1917). В клеймах периоды обозначены соответствующей надписью: «Фабрики М. С. Кузнецова Тверской губернии» и «Товарищества М. С. Кузнецова в Твери».

Марки №№ 53—58 датируются 1870—1889 годами; №№ 59 — 61 — 1889—1900 годами. Марка № 62 наиболее поздняя, относится к началу XX века.

Марка Будянского завода (1894—1917)

Представленная марка надглазурная, печатная, зеленая (на фаянсе). Конец XIX — начало XX века.

Марки Дмитровского завода (1891 — 1917)

Обширная продукция дмитровского завода клеймилась небольшим числом марок. Удалось установить три клейма этого завода.

Наиболее распространенным было клеймо № 64, право на которое Кузнецовы получили с приобретением этого предприятия и пользовались им на протяжении всей деятельности.

Марки №№ 65, 66 также относятся к дмитровскому производству (Д. Ф.— дмитровская фабрика).

Марка Рыбинского завода (1894—1917)

Известно лишь одно фабричное клеймо рыбинской продукции с указанием завода. Воспроизведения в литературе неизвестны. Датируется началом XX века.

Марки товарищества (1889—1917)

Известно несколько марок периода Товарищества без указания предприятия. В некоторых случаях под клеймами (например, №№ 67—69) обозначалось производство — Т. Ф., Р. Ф., Д. Ф. и т. д.

Марка № 70, по всей видимости, является одной из поздних марок Товарищества.

Клейма различных торговых фирм на изделиях «Товарищества М. С. Кузнецова»

Источник: https://antique13.ru/stati/2-uncategorised/39-klejma-kuznetsovskogo-farfora

Ссылка на основную публикацию