Клеймо на серебре, значение и разновидности

Как понять, что перед вами подделка ювелирного изделия

19 Апреля 2018

Представим ситуацию: вы хотите купить украшение, которое вам очень нравится. Но вы сомневаетесь в добросовестности продавца или в качестве изделия.

Два самых популярных совета — это обратиться к специалисту для проверки или вовсе не покупать.

Но как отнести еще не купленное украшение к эксперту и что делать, если надеть на себя хочется его уже сейчас? Ответ прост: попробуйте сами определить подлинность ювелирного изделия. Рассказываем, как это сделать.

Обратите внимание на бирку

Бирка — первое, на что нужно обратить внимание. Посмотрите, что на ней написано.

На бирке должны быть следующие данные:

  • Название и артикул украшения
  • Название драгоценного металла и его проба
  • Размер изделия и его масса в граммах
  • Название и характеристика вставки
  • Обозначение ГОСТа
  • Штамп отдела технического контроля
  • Название завода-изготовителя и его юридический адрес

Компания AQUAMARINE размещает на бирке QR-код, при помощи которого вы в считанные секунды прямо в ювелирном магазине можете убедиться, что держите в руках подлинное изделие от бренда.

Взгляните на клеймо

Сразу после осмотра бирки найдите на украшении клеймо с пробой драгоценного металла. Как вы уже знаете, виды проб определены государством.

То же касается формы каждого клейма:

  • На золоте — в форме лопатки
  • На серебре — в форме бочонка
  • На платине — восьмигранник
  • На палладии — усеченный конус с полукруглым основанием

На российском клейме всегда выгравирована девушка в кокошнике в профиль. Слева от нее — буква инспекции контроля, а справа — проба металла. Это клеймо ставит Пробирная палата.

Как выглядит российское клеймо

Передовые ювелирные компании рядом с государственным клеймом также ставят собственное. Оно называется именником. Государственное клеймо и именник компании AQUAMARINE:

Зарубежное клеймение

Оттиски зарубежных ювелирных изделий отличаются от российских.

На украинских изделиях выгравирован герб страны или лист каштана:

На фото клеймение на украшениях из Литвы:

На оттисках западных украшений проба, как вы знаете, указана в каратах.

На зарубежных товарах, которые продаются в России, должно также стоять клеймо Пробирной палаты. Если его нет, перед вами либо подделка, либо «серый» товар. Клеймо — не всегда показатель подлинности ювелирного изделия.

Мошенники могут сами поставить на изделие оттиск Пробирной палаты или на поддельную цепочку вешают небольшую подвеску с настоящим клеймом. Покупайте ювелирные изделия производства тех заводов, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Компания AQUAMARINE заботится о своих покупателях и всегда выпускает качественные украшения.

Будьте осторожны в интернете

Китайское серебро

В интернете есть много китайских сайтов, на которых продаются ювелирные изделия. Большая часть представленной там продукции качественная, но попадаются исключения.

Недобросовестные продавцы под видом, например, серебра могут выставить на продажу обычную латунь.

При этом на фото изделие имеет серебряный цвет, маркировку S925, а в описании написано sterling silver или sterling silver jewelry.

Как распознать подделку? Очень просто — обратите внимание на цену. Ни одно изделие из серебра не может стоить 1,5–10 долларов США.

Обратите внимание

Скорее всего, это латунь, покрытая тонким слоем драгоценного металла. Поэтому украшение быстро придет в негодность.

Настоящее стерлинговое серебро стоит от 5 до 10 долларов за грамм. Заметьте: не за все украшение, а за 1 грамм.

Плюс добавьте к этой цене сложность дизайна изделия.

Будьте осторожны за рубежом

Турецкое золото

Как вы знаете из статьи о пробировании на золоте, в России проба каждого ювелирного изделия регламентирована отраслевым стандартом. А что не так с турецким золотом? Итак, по пунктам:

  1. В Турции нет добычи золота. Местные фабрики делают украшения из немецкого или американского драгоценного металла.

  2. В сплаве может быть совершенно разная лигатура. Например, часто палладий в составе изделия заменяют на никель, который у многих людей вызывает аллергическую реакцию.
  3. В Турции нет государственного контроля ювелирной деятельности. На изделии может быть такая проба, которую захотел поставить сам производитель.

  4. Под видом золотых изделий турки часто предлагают купить томпак — сплав цинка и меди, которая придает украшению золотой цвет. Такие подделки встречаются даже в крупных магазинах.

Конечно, вы можете обрадовать кого-то украшением из турецкого золота. Но в скором времени с изделием начнутся проблемы.

Не покупайте в Турции золотое изделие 958 пробы с красноватым оттенком. Скорее всего, вас обманывают и вместо почти чистого золота хотят продать товар с высоким содержанием меди.

Не хотите стать жертвой обмана? Попробуйте определить подлинность изделия двумя способами.

  1. Проверка на слух.

    Возьмите два изделия: свое и то, которое хотите купить. Бросьте на стол с высоты 20 см сначала первое украшение, а затем второе. Звук при падении от нового изделия должен быть таким же, как и от старого. Настоящий драгоценный металл красиво звенит и высоко прыгает после удара.

  2. Психологическая проверка.

    Попробуйте ногтем поковырять новое изделие и посмотрите на реакцию продавца. Если консультант начнет нервничать, откажитесь от покупки.

Помните, что настоящее золото и серебро во всем мире стоит примерно одинаково.

Как обезопасить себя

  1. Покупайте ювелирные изделия только в проверенных магазинах и только с биркой проверенного производителя.
  2. Соотносите данные на бирке с тем, как на самом деле выглядит изделие: вес, металл, название вставок и даже название самого украшения.
  3. Проверяйте пробу металла и форму клейма. Помните о разнице между формами российских и зарубежных оттисков.
  4. На цепочках обычно оттиск с пробой должен располагаться на соединительном звене.
  5. Остерегайтесь китайских серебряных изделий, которые стоят меньше 20$.
  6. Изделия с нулевым содержанием золота можно встретить даже в крупных турецких магазинах. Проверьте украшение хотя бы по звуку падения или попробуйте его поцарапать ногтем.
  7. Помните, что золото и серебро в азиатских странах не может стоить дешевле, чем в европейских.

В следующем материале мы остановимся на колье и ожерельях. Это особый вид ювелирных изделий, который важно рассмотреть отдельно.

До встречи!

Источник: https://aquamarine.gold/blog/kak-ponyat-chto-pered-vami-poddelka-yuvelirnogo-izdeliya/

Клейма на Российских ювелирных изделиях

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.

Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей.

В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.

Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.

На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе.

На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок.

Важно

Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Источник: https://style.sokolov.ru/about-jewelry/jewelry-factory/klejma-na-juvelirnyh-izdelijah/

Серебряные клейма Великобритании и Ирландии

Типичный пример серебряного британского клейма (слева направо)

  1. Шагающий лев – обозначение серебра Sterling 925 пр.
  2. Клеймо города – в данном случае Лондон (голова Леопарда)
  3. Клеймо года производства – в данном случае изображение говорит, что это изделие было сделано в 1789 г.
  4. Клеймо-суверен, говорящие о том, что этот производитель заплатил королевский налог – в данном случае, это король Георг III (ставилось с 1795 по 1890)
  5. Клеймо монограмма – это инициалы производителя 

Что мы видим в данном случаи из этого изображения. Что изделия сделано из серебра 925 пр ,
В городе Лондон, в 1789 г., что этот производитель заплатил королевский налог – в данном случае Георг III, и было произведено Thomas Wallis'ом

Серебряные стандартные клема-пробы

  • А. Шагающий лев – клеймо проба соответствует 925 пр Sterling. Ставилось по всей Англии.
  • В. Клеймо Британия – клеймо проба соответствует 958 пр ставилось с 1697 по 1720 г., далее опционально.
  • С. Клеймо стоящий лев – клеймо проба соответствует 925 пр Sterling. Это клеймо города Глазго, Шотландия.
  • D. Клеймо чертополох – клеймо проба соответствует 925 пр Sterling. Это клеймо города Эдинбург, Шотландия.
  • E. Клеймо женщина-лира – клеймо проба соответствует 925 пр Sterling. Это клеймо города Дублин, Ирландия.

Налоговые клейма

Эти клейма были приняты  королем Георгом III в конце 1784 года  . Данный налог должен был
платить  каждый производитель серебряных изделий . Налог начал действовать с начала 1785 г по 1890 г  . Налог был упразднен 1890 г  королевой Викторией 

  1. Георг III  ( С  1785 г по 1821 г )
  2. Георг IV  ( С  1822 г по 1833 г )
  3. Вильям IV  ( С  1834 г по 1837 г )
  4. Виктория    ( С  1838 г по 1890 г )

Годичные клейма

Впервые годичные клейма были введены в Лондоне 1478 г ( позже по всей стране ) Клейма ставились на серебряных изделиях .

Клеймо было в виде какого либо графического изображения по типу картуши различной формы которая менялась раз в 20 лет . Внутри которого были буквы алфавита которые менялись каждый год .

Раз в 20 лет менялось изображение картуши ,и шрифт букв . Датой обнуления как правило бывать Май месяц.

Клейма производителя

Впервые клейма производителей появились в Лондоне 1363 г  вместе с головой Леопарда . Это были как правило инициалы  производителя. Позже в 17 веке инициалы были на оригинальных пиктограммах производителей. 

Экспортные клейма

Первые экспортные клейма в Великобритании начали ставить 1867 г . Буква F  в овальной картуши говорила о том что данное изделие было предназначено на экспорт  , и ставилось между клеймами производителя , и остальными клеймами . С 1904 г была внесена  новая система клейм   см.фото к ней были добавлены новые экспортные клейма городов Великобритании.

Клейма города

Лондон, Англия (1300 – настоящее время)
Голова коронованного леопарда была использована 1478 – 1822, некоронованного с 1822 – по настоящее время.

BIRMINGHAM 

 

CHESTER
   

        SHEFFIELD

Edinburgh

Glasgow

  

 Dublin

ASPREY & CO LTD

CHRONOLOGY:

Francis Kennedy, c. 1804-c. 1841

Kennedy & Asprey, c. 1841-1843

Charles Asprey, 1843-c.1872

purchased the business of Charles

Edwards, c.1857

Charles Asprey & Son, c.1872-c.1879

Charles Asprey & Sons, c.1879-c.1888

acquired Leuchars & Sons

C.& G.E. Asprey, c.1888-c.1900

Asprey (& Co), c.1900-1909

acquired Houghton & Gunn, 1906

acquired William Payne & Co, 1908

Asprey & Co Ltd, 1909- 1998

Asprey & Garrard, 1998-2002

Asprey & Co Ltd, 2002

CA.GA
Charles Asprey & George Asprey
London 1891 hallmark

A&Co into a pentagon
Asprey&Co
Chester 1905 hallmark

A&CoLtd
Asprey&Co LimitedLondon 1910

A&Co Ltd into a shaped rectangle
Asprey&Co Limited
Birmingham 1928

A ltd & Co into an indented rectangle
Asprey&Co Limited
Chester 1933

A&CoLtd
Asprey&Co LimitedLondon 1936

& AC into a quatrefoil mark,
Asprey&Co LimitedLondon 1955

Asprey&Garrard

London 2000

A&Co 

Asprey & Co

Silver Plate mark

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Collingwood & Co46 Conduit Street-Bond Street, LondonFounded by Joseph Kitching in 1817 became Collingwood & Son, then Collingwood & Co (1876), Collingwood Ltd (1924)

London 1928 hallmark

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

& over H over s into a shield

not identified,
London 1931 hallmark

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

& over W.B over S into a quatrefoil
William Base & Sons
Birmingham 1922 hallmark

 ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

WAKELY & WHEELER

 A London silversmith firm whose origins go back to 1791, when John Lias began in business as a buckle-maker. 

In 1818 he took as his partner his son Henry Lias I and they were joined from 1823 to 1837 by another son, Charles. Henry Lias I and his son Henry Lias II were partners from 1850. In 1879 Henry Lias II formed a firm with James Wakely. In 1884 the firm consisted of James Wakely and Frank Wheeler, becoming Wakely & Wheeler in 1909.

In 1957 the business was acquired by Padgett & Braham Ltd

 

  

CHRONOLOGY:

 John Lias, 1791-1818

John Lias & Son, 1818-1823 John Lias & Sons, 1823-1837 John Lias & Son, 1837-1848 Henry John Lias & Son, 1848-1878 Lias & Wakely, 1878-1884 Wakely & Wheeler, 1884-c. 1940

Wakely & Wheeler Ltd, since c.1940

 IL John Lias London 1808 

IL John Lias London 1813

 IL over HL over CL 

 John & Henry & Charles Lias London 1828

 Henry John Lias and Henry John Lias  London 1866

J.W over F.C.W in trefoil  

James Wakely and Frank Clarke Wheeler London 1900

 & over WW intro trefoil Wakely & Weelers London 1910

 & over WW intro trefoil Wakely & Weelers London 1912

 & over WW intro trefoil Wakely & Weelers London 1978

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 A&D into a chamfered rectangle Alien Darvin . Charles James Alien & Sidney Darwin  

Portland Works . 55 Arundel Street .Sheffield 1906 Hallmark

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A& G.C

A & G Cairncross Edinbourgh 1968

 ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A& J.Z   

Arthur & John Zimmerman 

 ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Adie & Lovekin Ltd  

Birmingham  1904 

 ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A & N Over C.S.L into a lobed contour 

Army & Navy Cooperative Society Ltd London 1907 

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A & O Atkin & Oxley . Henry Atkin & John Oxley 

Eyre Street .Sheffield 1840 

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 A&S  Aston & Son Birmingham 1859

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Abraham Brownett London 1863-64

 ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AB into in oval  A. Berdshaw & Co Sheffield 191

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AB into a trapezuim  Amanda Birkett born 1957 London 2005

 ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A.B & C.o   A.Bromet Co   Birmingham 1905

 //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 AB & Co Albert Backer & Co 1898-1939  Birmingham 1909

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AB & S into a sheld  Andrew Barrett & Sons 

Birmingham 1892   Chester 1919 Birmingham 1911

 ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A B D into three conjoined circles NOT Identifies  London 1936 

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AB over G B Alice and George Burrows   London 1808

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A.BROS.LD Sheffield 1899 Atkison Brothers LD

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A.BROS.LTD  Adie Brothers Ltd    Birmingham 1960

A.BROS.LTD  Adie Brothers Ltd    Birmingham 1952+Coronation mark

A.BROS.LTD  Adie Brothers Ltd    Birmingham 1957

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AB.S into  a rectangle Adey Bellamy Savory  mark entered  1826 London 1830

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A Bs into two separate squares Ahronsberg Brothers  Birmingham 1893

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 AC Coghill   Glasgow 1847 

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AC into two conjoined circles   Albert Clark London 1913

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 Albert Carter Birmingham 1845

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

AC  Not Identified London 1986

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 AC Alexander Clark     Sheffield  1898 in London 1891-97 

  Birmingham 1899

Sheffield 1900

Birmingham  and  London 1903-1910

Birmingham 1912

Sheffield  and London  1911-12

SILVER PLATE MARKS

 /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

A.C &Co into a oblong chamfered rectangle Cohen & Charles -Albert -Cohen & Charles Solomon

Источник: http://antique-store.ru/articles/27-serebryanye-klejma-velikobritanii-i-irlandii.html

Расшифровка клейма на серебряном изделии

Если ваш интерес к серебряным изделиям ограничен выбором подходящего подарка в ювелирном магазине, то на клеймо на серебре можете не обращать внимания. Но если вы хотите подарить действительно ценную вещь, тогда умение расшифровать клеймо становится необходимостью.

Что означает клеймо

Серебро — мягкий металл, поэтому, чтобы придать изделиям из него большую твердость, в него добавляют другие металлы (чаще всего медь, иногда никель и очень редко алюминий, кадмий или цинк).

Наличие в составе серебряных изделий таких добавок вызвало необходимость их пробировать. Проба указывает на содержание в изделии чистого серебра и устанавливается государством на законодательном уровне.

Чтобы исключить некачественную продукцию или подделки, все легально сделанные серебряные изделия (речь может идти о слитке, подсвечнике, ложке или кольце) в обязательном порядке проходят государственный пробирный контроль.

О его прохождении свидетельствует поставленный на изделие государственный пробирный оттиск. В различных странах он имеет разные формы и рисунки. Но есть общие правила: он должен содержать клеймо мастера или фирмы-изготовителя, а также метку с цифрами выполненной пробы. Эти метки — проба серебра.

Кроме этих оттисков, в разное время ставились и другие знаки. Все эти оттиски объединены в систему справочников, которой раньше мог пользоваться только узкий круг специалистов, а сегодня, благодаря Всемирной паутине, она стала доступной всем интересующимся людям.

Краткая история клейм в разных странах

Первые официальные клейма серебра появились в Англии в 1300 г.

, когда король Эдуард І ввел систему стандартов изготавливаемых на территории королевства серебряных изделий, внешним выражением которой и стало клеймо в виде головы леопарда.

Причем право носить такое клеймо имели только изделия из так называемого стерлингового серебра, т. е. те, в которых доля чистого серебра была не ниже 92,5%.

В 1363 г. каждому мастеру было предписано ставить на изделиях свое клеймо мастера. В 1478 г. на метке начали ставить литеру с указанием города, а в 1544 г. на ней появился шагающий лев — знак успешно пройденного королевского контроля.

В середине XVII века, во время гражданской войны, большая часть ранее клейменого серебра была пущена на переплавку: сначала — на монеты для выплаты жалованья солдатам, а по ее окончании — обратно в столовое серебро и украшения. Причем оба раза все делалось без всякого соблюдения хотя бы формальной законности.

Клеймо Англии 16 века для серебряного изделия

Совет

В 1697 г. в Англии был принят новый государственный стандарт, согласно которому в изделиях количество серебра должно быть не меньше 95,8%. Новые стандарты потребовали другого клейма: вместо идущего льва появилась фигура женщины, вместо головы льва — голова леопарда с короной.

В конце XVII века, помимо столичного Лондона, право проводить пробирный контроль и ставить на изделия свое клеймо получило еще несколько городов. Так, на серебре появились метки с изображением трех снопов пшеницы и меча (Честер), замка с башнями (Эксетер), якоря (Бирмингем), трех замков (Ньюкасл) и короны (Шеффилд) (изображение 1).

Первое историческое упоминание о метках на серебре в Германии относится к 1289 г. Но вплоть до середины XVI века никаких официальных стандартов не существовало. В 1548 г.

был издан императорский указ, который предписывал все серебряные предметы весом более 4 лотов (чуть больше 100 г) метить, помимо оттиска пробы, еще и клеймами мастера и городского магистрата.

Этот порядок клеймения окончательно сформировался в виде «кельтской марки» только к 1667 году.

Однако государственного клеймения серебра до конца XIX века в Германии не было, и контроль качества контролировался только гильдией торговцев. В 1884 г. государственным стандартом Германии стала 800 проба серебра (800 частей чистого серебра из 1000).

В 1886 г. все городские клейма были заменены на государственное клеймо с полумесяцем и короной. А с 1 января 1888 г. был введен в действие единый государственный стандарт клеймения.

С этого времени изготовленные в Германии серебряные предметы метят:

  • клеймом мастера или фирмы-изготовителя;
  • клеймом с цифрой 800;
  • клеймом с повернутым вправо полумесяцем и императорской короной, служащим государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.

Клеймо Франции 18 века для серебра

Во Франции с XVI и до конца XVII века клеймо на серебро ставила гильдия мастеров серебряных дел. И только после Французской революции 1789 г. были установлены 2 государственных стандарта (соответственно, 95 и 80% чистого серебра).

Появилось государственное клеймо. Сначала все серебряные предметы метили клеймом, изображающим французского петуха в щитке, и цифрами 1 или 2 (95 и 80%, соответственно). С 1833 г.

на крупные предметы вместо петуха наносится клеймо с изображением Минервы.

В США за всю историю существования государственная система клеймения никогда не вводилась. Поэтому на американских изделиях можно увидеть только клеймо мастера или компании изготовителя. Некоторые компании, помимо этого, добавляют к нему и дату изготовления.

Российская пробирная система

Основы российской системы заложил Петр І. Он учредил 4 серебряные пробы: 96, 90, 84 и 62. Именно такие метки нужно было, согласно его указу, ставить на соответствующих изделиях из серебра. Кроме указания пробы, изделия должны были иметь клеймо мастера и старосты. Продавать серебро, на котором не было этих 3 знаков, запрещалось.

Со времени появления петровского указа и по 1927 год в России пробы проставлялись в золотниках (старинной русской мере веса, 1/96 от фунта).

Например, клеймо с числом 84 означает, что количество серебра 84 пробы в изделии составляет 84 части из 96. Соответственно, так же нужно читать и другие пробы. 96 проба указывает, что изделие было изготовлено только из серебра, без добавления других металлов.

Обратите внимание

Первые пробирные палаты в царской России были открыты в первой половине XVII в. в Москве и Санкт-Петербурге. На проверяемые серебряные изделия вместо клейма старосты начали ставить клеймо города. В 1896 г. появилась стандартизированная система знаков.

Теперь на все серебряные изделия, независимо от места их изготовления, ставилось единое государственное клеймо. Изображена смотрящая вправо женская голова в кокошнике (изображение 2). С 1928 г.

на всей территории Советского Союза на серебряных изделиях стали ставить звезду.

Поставленное на изделии клеймо мастера или фирмы не только удостоверяло его качество, но и служило своеобразным паспортом, придающим дополнительную ценность товару. Известные мастера могли иметь несколько собственных клейм.

Например, клеймо петербургской мастерской Фаберже (ведущей ювелирной фирмы России конца XIX — начала XX вв.) отличается от клейма московской мастерской.

Изготовленные в петербургской мастерской изделия маркировались написанным кириллицей полным именем ювелира, тогда как на произведениях московской ставились написанное кириллицей «К. Фаберже» и изображение двуглавого орла.

Чтобы продать свой товар подороже, мошенники часто подделывают клеймо ведущих ювелирных фирм. Особенно в этом плане «повезло» ювелирной мастерской Фаберже. Первые попытки подделать ее клейма начались еще при жизни знаменитого ювелира.

С течением времени количество подделок только увеличивалось, а их качество — улучшалось. Причем сегодня на рынке можно встретить фальшивки с подделанным клеймом не только руководителя фирмы Карла Фаберже, но и других ее ведущих мастеров.

Часто такие изделия мошенники выкладывают на аукционах, строя свой расчет на неосведомленности и тщеславии покупателей. Поэтому если вам в перечне аукциона попадется лот «Фаберже», не спешите покупать его. Наверняка это подделка, особенно если начальная цена обозначена в 2-3 тысячи долларов или евро.

Источник: https://gdeserebro.ru/vidy-proby/klejmo-na-serebre-proba-rossii-inostrannaya.html

Клеймо на серебре: как выглядит, как клеймят в России, что озночает?

Наверное каждый потребитель ювелирных украшений, впрочем, как и некоторых столовых приборов, замечал на серебряных изделиях своеобразные обозначения.

Что эти цифры, а зачастую изображения, фигуры и аббревиатуры означают? На самом деле это называется «клеймо».

Клеймение драгоценных металлов применяется уже несколько столетий, и в течение всего этого времени оно претерпело множество изменений.

Сегодня процедура клеймения является обязательной и регулируется специальными нормативными актами на законодательном уровне.

Если почитать другие статьи, посмотреть соответствующие видео, можно узнать что практически никогда ювелирные изделия, а также столовые приборы не изготавливают из 100% содержания драгоценных металлов.

В частности могут добавить медь, олово, цинк, никель. Каждый добавляемый металл в свою очередь в виде добавки просто необходим, так как то же серебро в чистом виде, является очень мягким.

Все осуществляемые добавки жестко контролируются ГОСТом и законами. Если в то же кольцо добавили никель, это обязательно отразится не только в сопроводительных документах, но и в виде клейма серебра.

Как зарождалось клеймление драгоценных металлов?

Если обратиться к историческим фактам можно узнать, что с начала 18 века и вплоть до 20 века, пробирная система использовалась для обозначения ценностей того или иного изделия.

В то время по любому кольцу, или броши можно было выяснить без труда такие факты как:

  1. В какое время ювелирное изделие было изготовлено.
  2. Кто его сделал.
  3. Где над ним трудились мастера.

Официальное клеймление зародилось в нашей стране благодаря Петру Первому. Именно он впервые определил «золотниковую» систему пробирования не только над золотом, но и над серебром. Всего было определено 4 пробы.

Клеймление металла в то время считалось чрезвычайно ответственным мероприятием, и по закону наносить пробу могли далеко не все. Обычно этот ритуал был доступен лишь мастеру, который и изготавливал то или иное изделие.

В крайнем случае, этим мог заняться староста.

Спустя некоторое время, в начале 19 века система клеймления начала набирать обороты. В крупных городах все чаще и чаще начали появляться специальные пробирные палаты. Также кардинальные изменения коснулись оттиска.

На оттиске появились:

  1. Проба драгоценного металла.
  2. Инициалы лица осуществляемого проверку.
  3. И городской герб.

Вас может заинтересовать:  Сколько серебра содержится в радиодеталях?

Именно с тех пор стало возможным определять всю подноготную касаемо любого ювелирного изделия.

Клеймение в современном мире

В отличие от 18-19 веков, современное производство в принципе не предусматривает нанесение пробы на металл, в котором по факту серебра менее 80%. То есть, если они и поступают в продажу, по закону они не относятся к категории драгоценных.

Если посмотреть какие пробы являются более распространенными, можно увидеть, что в европейских странах преобладают украшения с 935 пробой. Переведя взгляд на Японию, вам предстанет совершенно новый вид сплава, который в принципе не используется ни в одной другой стране. Речь идет о пробе 1000.

В остальных странах в приоритете ювелирная продукция имеющая клеймо на серебре:

  1. 925 пробы.
  2. 750.
  3. 800.
  4. 960 и 875.

Лет тридцать назад можно было встретить 916 на определенных украшениях, но ввиду некоторых причин подобные сплавы перестали поступать на рынок.

Интересен и такой факт. Кроме нанесения пробы металла на кухонную утварь из серебряных сплавов, дополнительно принято датировать. По сути, подобная техника оформления является своеобразным патентом.

Ситуация клеймения с недрагоценными металлами, но с их нанесением

Зачастую такой драгоценный металл как серебро, впрочем, как многие другие, применяются не только в качестве основной составляющей ювелирных изделий, но и в качестве покрытия. Конечно же, золото более популярно в этой отрасли, тем не менее, и серебро применяется с немалым успехом.

Серебром покрывают, как правило, кухонную утварь, то есть ложки, вилки и прочее. Особенно популярна эта методика была примерно лет тридцать назад.

В СССР на таких изделиях считалось правильным ставить одновременно несколько проб, то есть ставилось клеймо покрытия и, соответственно, рядом проба главного металла.

Выглядели клейма таким образом:

  1. Мельхиор чаще всего мог обозначаться – «МН». Изредка некоторые производители посуды указывали «МЕЛЬХ».
  2. Нейзильберг, или «Новое серебро» имело название пробы – «МНЦ».
  3. Алюминиевые принадлежности – «АЛ».
  4. Изделия из нержавеющей стали обозначались соответственно «НЕРЖ».

Подобная система используется и на настоящий момент, хотя частенько встречаются некоторые «очень» старые предметы старины, которые напрямую можно назвать антикварной ценностью.

Так вот, некоторые такие изделия было не принято клеймить двойными пробами. То есть, если проба и ставилась, то только исключительно отображалась суть нанесенного покрытия.

Вас может заинтересовать:  Осмий – цена металла за 1 грамм в рублях

Эти предметы старины в наше время нередко сопровождаются казусными ситуациями. Некоторые антиквары открыто их выставляют на продажу, выдавая за полноценные серебряные изделия.

Сегодня в обязательном порядке клеймо выставляется на серебряных сплавах:

  1. Пробы № 800. В этом сплаве принято использовать 2 вида металла. 20 % в таких ювелирных изделиях занимает медь, а остальные 80 – серебро. Такие сплавы отличаются специфическими оттенками желтого, и имеют предрасположенность к быстрому окислению.
  2. Пробы № 875. Серебро 875 пробы является стандартным сплавом для изготовления большинства вариантов кухонной утвари. Также оно применяется и в ювелирной отрасли.
  3. Пробы № 925. Как и говорилось, этот вариант сплава стал наиболее популярным. Тому есть несколько объективных причин. Во-первых, это сохранение первозданной формы за счет свойств металла. Во-вторых, в нем полностью отсутствует «желтизна», так как оно не содержит в себе меди. В-третьих, такой сплав обладает самыми высокими антикоррозийными свойствами. Ну и наконец, 925 проба относится к лучшему соотношению «цена – качество». На 95 % сплав применяется в ювелирной сфере и лишь остальные 5% во всех других отраслях.

Также следует напомнить, что сфера применения серебра куда шире, чем кажется. Например, его успешно используют многие художники. Для работы с живописью самым актуальным считается сплав 960 пробы.

Как клеймят серебряные изделия в Российской Федерации?

Если сравнить все имеющиеся сплавы, очевидно, что все они уступают 875 и 925 пробе. Что касается именно клейма, самым популярным и распространенным считается голова женщины в кокошнике, смотрящая вправо.

Вторым распространенным клеймом значится незаурядное изображение в виде обычного овала, но с одним дополнением в виде отсутствия боковых сторон.

Если взглянуть в левый нижний угол, можно увидеть обычную букву. Эта буква напрямую указывает на географическую составляющую касаемо того место, где данное изделие и появилось на свет.

Кроме этого клеймление может быть выполнено и иными способами с другими обозначениями, например:

  1. К категории главных пробирных клейм принято относить литеры с обозначениями «А» и «Б», «В» и «Г». Считается, что если данное обозначение на изделии имеется, больше ничего не требуется. Первые две аббревиатуры уже описывались чуть выше. Что касается остальных двух, они выглядят точно также. Разница заключается лишь в том, что на этом клейме можно увидеть пятиконечную звезду с серпом и молотом вместо привычной женщины в кокошнике. Все эти литеры имели большое распространение во времена СССР в сфере обозначения клейм в ювелирной индустрии. В России же от их использования отказались.
  2. Все описанные виды клеймения не являются окончательными. Существуют и другие. Например такие варианты как Д Е Ж и З. хоть и не считаются самостоятельными в определении, они все же имели место в использовании. Из этой группы на настоящий момент сохранился лишь литер «Д» и «Е». Выполнен он в качестве закругленного прямоугольника с пробой внутри. Что касается литера «Е», его предназначение – указание отсутствия подлинности металла заявленной пробе.

Кстати, что касается описанного выше литера «Б». Даже сейчас некоторые производители ювелирных изделий, в частности тех, которые предназначены для продажи за рубежом, указывают его на своих украшениях.

Единственное различие: вместо буквы и привычной женщины в кокошнике, на металле выгравирован корабль. Если обратиться к закону, можно узнать, что данного вида оформления больше, чем достаточно.

Каким образом принято наносить то или иное клеймо?

Любое изделие из серебра, будь то ювелирное украшение, либо предмет кухонной утвари, или еще что, может быть заклеймено совмещенным образом. То есть существует своеобразное клеймо мастера, которое наносится совместно с основным.

Что касается одного из популярных вопросов, как ставят клеймо на серебре? Обычно нанесение носит механический характер, но не всегда.

В том случае, если украшение достаточно дорогостоящее, либо просто очень тонкое, в ювелирной индустрии принято клеймить их при помощи лазера. В этом способе имеется несколько негативных моментов. Дело в том, что лазерное покрытие обязывает собственника изделия быть чрезвычайно аккуратным. Иначе, за счет своих свойств, в течение короткого времени проба нанесенная лазером просто исчезнет.

Источник: http://VseoZolote.ru/precious-metals/klejmo-na-serebre.html

84-я проба серебра клейма царской России: значение и применение

На изделиях и украшениях из металлов, считающихся драгоценными, ставится клеймо с указанием пробы. Часто встречаются привычные цифры 585 и 750 на золоте, а 875 и 925 — на серебре.

Но на приобретенных в антикварных магазинах или с рук серебряных изделиях встречаются и клейма с цифрами 84. А рядом, как правило, еще и значки со словами и буквами.

Да, это серебро 84-й пробы, но по другой, царской, системе проб для драгоценных металлов.

Значение 84-й пробы серебра

В чистом виде серебро малопригодно для изготовления из него каких-либо предметов. Оно слишком мягкое и легко деформируется. Чтобы придать ему прочность и способность к длительному ношению, в серебро добавляют примеси, улучшающие некоторые его свойства. Чаще всего серебро выпускают в сплавах с более дешевыми металлами:

  • медью;
  • цинком;
  • марганцем;
  • никелем.

Пробы серебра в Царской России

Проба — указание соотношения веса драгметалла к общему весу сплава, из которого сделаны украшения или предметы. Система определения проб драгметаллов и их клеймения введена Петром I в 1711 году и просуществовала до 1927 года, то есть более 200 лет. Собственно, в этом году сама пробирная служба не изменилась, а осуществлен переход к измерениям в метрической системе.

А в царской России значения проб определялись по золотниковой системе измерений. Единицей веса был русский фунт, состоящий из 96 золотников. В золотниках измерялось и наличие ценного металла в сплаве.

Важно

Число 84 в клейме, нанесенном на проверяемый экземпляр, означало, что содержится 84 части собственно драгметалла, а общий вес сплава составляет 96 частей.

Говоря другими словами, составляющая серебра равна 84/96, а остальные 12/96 — это лигатура, то есть более дешевые примеси.

Где применялся сплав с пробой 84?

Серебряные предметы с клеймом 84 были популярны до революции среди состоятельных россиян из-за хорошего соотношения цена — качество.

Этот сплав сохранял большинство качеств чистого серебра, но не был чересчур мягок и годился для длительного применения. И цена его была доступна не богачам, а просто состоятельным людям.

Для создания украшений редко применялось серебро с таким количеством лигатуры. Из-за примесей, входящих в его состав, они со временем окислялись и покрывались темным налетом.

Наибольшее применение сплав этой пробы находил в изготовлении престижных предметов личного и хозяйственного употребления. Столовое серебро, шкатулки и портсигары — вот неполный перечень таких предметов.

Хотя и недорогие, но и доступные далеко не каждому, они служили своеобразным показателем статуса владельца. Их потемнение со временем легко устранялось непродолжительной чисткой.

Стойкость сплава к воздействиям позволяла чистить предметы из этого металла, не нанося им ущерба.

Сколько серебра в 84-й пробе?

Установить соотношение самого металла и дешевых добавок в серебре 84-й пробы не составит никаких проблем. Число 84 означает, что в этом сплаве в каждом фунте содержится 84 золотника серебра.

А всего русский фунт содержит 96 золотников. Тогда, разделив 84 на 96, и умножив на 100, получим содержание серебра 87,5 %.

Переходя на современную систему пробирования, получаем, что серебро пробы 84 является точным аналогом нынешней 875-й пробы этого металла.

Совет

Изделия с серебряной пробой 875 и сейчас реально существуют и не менее популярны, чем 100–200 лет тому назад.

Серебряные ложки 84 пробы

Клейма на серебре 84-й пробы

С начала XVIII века клейма пробирного надзора начали ставить на изделиях из драгметаллов. Присутствие такого клейма означало проверку подлинности металла и его соответствие указанной пробе. За два века содержание и форма этих клейм неоднократно менялись. Помимо клейма пробирного учреждения, ставились также дополнительные клейма.

И 84-я проба серебра на клеймах царской России менялась за это время. В основное клеймо рядом с числом пробы включался знак пробирного удостоверения.

С середины XIX века таким знаком стало изображение головы девушки в кокошнике. Этот рисунок знаком всем, кто интересуется антикварными изделиями из драгметаллов.

Но неизменность включения этого профиля в основное клеймо не помешало и ему изменяться с течением времени.

Только в 1899 году было стандартизировано клеймо, на котором профиль девушки в кокошнике смотрит влево. Помимо профиля и цифр, означающих пробу металла, в клеймо включались инициалы управляющего данным пробирным учреждением.

Но появившиеся в большом количестве подделки государственных клейм привели к тому, что уже в 1908 году по всей территории России были введены новые стандарты клеймения. Неизменным остались только цифры самой пробы. Профиль женской головы в кокошнике стал смотреть вправо. Инициалы руководителей округов заменили буквами греческого алфавита: для каждого округа — своя буква.

Формы клейма тоже менялись. До самого конца XIX века значок был рельефным, а затем стал вогнутым. Размер клейма не был одинаковым. Большие предметы помечали крупными клеймами, для маленьких использовали миниатюрные.

Обратите внимание

Но не только пробирные органы клеймили изделия из драгметаллов. Ставились и дополнительные знаки на серебре в царской России. Чаще всего это было клеймо с зафиксированным годом выпуска предмета.

Изготовители серебряных изделий тоже стремились отметить свою причастность, ставя собственные знаки. Иногда это было клеймо с полной фамилией мастера, но обычно ставились только его инициалы.

Вместо мастера, могло быть буквенное обозначение ювелирной фирмы, которая выполняла работу.

Изделия из серебра пробы 84

Недостаточно высокое содержание самого драгметалла в 84-й пробе серебра было причиной того, что ювелиры в качестве материала для украшений применяли его редко. Но стойкость к внешним воздействиям и способность восстанавливать естественный серебряный цвет, позволяло изготавливать из него предметы бытового обихода, имеющие большое художественное значение:

  • шкатулки;
  • портсигары;
  • подстаканники;
  • сервировочные подносы;
  • столовые приборы.

При образовании на таких изделиях со временем темного налета его можно было легко отчистить, не опасаясь поцарапать само изделие. Простой чисткой полностью восстанавливался цвет настоящего серебра.

Хотя многие предметы с серебряным клеймом 84-й пробы могли применяться для бытовых нужд, они чаще служили своеобразной рекламой состоятельности их владельцев. По своим характеристикам данный сплав занимал удобную ценовую нишу.

Он был не настолько дорог, чтобы быть доступным лишь избранным, но и не настолько дешев, чтобы его приобретали рядовые граждане. Поэтому серебро именно пробы 84 было широко распространенным показателем достатка. Для повышения престижности некоторые изделия из этого металла местами покрывались золотом.

Особенно эффектно смотрелись серебряные шкатулки и табакерки с внутренней позолотой. Снаружи — серебро, а откроешь — блеск золота.

Подстаканник серебряный 84 пробы

Цена за грамм серебра пробы 84

Чтобы узнать текущую стоимость серебра с дореволюционной пробой 84, нужно рассматривать цены на серебро 875-й пробы. По соотношению драгметалла и лигатуры это полные аналоги. А стоимость 875-й пробы легко определяется из сводок курса драгметаллов Центрального Банка России.

По сравнению с золотом, серебро — более спокойный по стоимости металл, и он не подвержен резким перепадам в стоимости. За пару лет изменения цены за грамм металла находились в пределах пяти рублей. А сама цена менялась от 25 до 30,5 рубля за грамм.

Но все это относится к цене самого металла, без каких-либо дополнительных факторов. А ведь в стоимости изделия из серебра с клеймом 84, а не 875 большую составляющую несет антикварная ценность.

Антикварная ценность серебра 84-й пробы

Для старинных предметов из драгоценных металлов стоимость самого металла не всегда является главной. Куда важнее подлинность самой вещи и ее возраст. Зачастую именно год появления определяет цену конкретного экземпляра.

А наличие подлинного пробирного клейма 84-й пробы означает, что возраст клейменого предмета фактически превышает 100 лет, а, скорее всего, и значительно больше. Ведь последний раз пробирное клеймо с цифрами 84 ставилось на серебряные изделия в 1926 году.

Кроме того, зная подробности изменения составляющих элементов этого клейма, можно без обращения к специалистам определить время изготовления клейменого предмета. Например, по наличию или отсутствию в клейме женского профиля в кокошнике или по направлению этого профиля.

Важно

А дополнительные клейма, расположенные рядом с основным, помогут точнее определить не только возраст, но и мастерскую изготовления, а иногда — и фамилию самого мастера, сделавшего антикварную вещь. А такие знания облегчат поиск значимости предмета в различных каталогах. И, возможно, выяснится, что это не просто антикварная штучка, а подлинный раритет немалой цены.

Источник: https://DedAntikvar.com/interesnoe/84-ya-proba-serebra-carskoj-rossii

Ссылка на основную публикацию