Римская мозаика: техники и их особенности

История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

  • Первые опыты
  • Византия
  • Флоренция
  • Рим
  • Венеция

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.

Первая мозаика собиралась из конусных глиняных деталей, торцы которых окрашивали. Обычно использовался красный, чёрный и белый цвет. Месопотамия, г. Урук, 3 тыс. лет до н. э.

Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Из розеток, треугольников, зигзагов составлялись простые геометрические орнаменты. Помимо декоративной пользы, мозаика здесь защищает несущую конструкцию от влаги и выветривания.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э.

Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь.

Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Обратите внимание

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение.

Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор».

Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.

Как выглядит смальта

Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог.

Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке.

Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция

Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков.

В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника.

Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Важно

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:
Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.

Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.

Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:

  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения.

Источник: http://proplitki.ru/dizayn/drevnyaya-mozaika.html

Византийская мозаика в Равенне

Мозаика – составление картин или панно из мелких однородных частиц. Это могут быть цветные камни, керамика, ракушки или кусочки дерева и стекла, которые кладут на заранее подготовленную поверхность. Почему более известно именно византийская мозаика? Потому, что это изящное искусство было очень развито в Византии в разные периоды ее истории.

Историческая ретроспектива

Искусство выкладывать узоры и целые сюжетные картины из разноцветных кусочков (камней, керамических плиток, цветного стекла и т.д.) зародилось в глубокой древности. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенные черты.

Известны римские мозаичные картины, которые покрывали полы и стены дворцов, терм или общественных зданий. Выполнялись панно из камешков и смальты.

Смальта – особое стекло, которому придавали разные цвета при помощи добавок: золота, ртути, меди и т.д. Металлы добавляли в различных сочетаниях и пропорциях и получали разные оттенки смальты.

Но византийское искусство поднялось на ступеньку выше, чем римское. Мастера сумели детально проработать технологию получения необходимых исходных материалов для создания великолепных мозаичных картин.

Для начала отдельные элементы стали намного мельче и изящнее, что позволило создавать более утонченные работы. Затем и основу мозаики – смальту – подвергли усовершенствованиям.

Именно древние умельцы научились смешивать обычное стекло с различными добавками, в результате получили несколько сотен цветов и оттенков. Искусные художники стали создавать из этих цветных кусочков великолепные по богатству мозаичные полотна.

Качество старинной работы было настолько высоко, что мозаика не потускнела от времени. И любоваться древними шедеврами могут и современные ценители художественных работ.

Что такое византийская мозаика — видео

Совет

Темы составной мозаики также отличались от античных. В отличие от римлян, в Византии основой для панно служили, прежде всего, христианские сюжеты и библейские истории. И отделка предназначалась, прежде всего, для культовых сооружений.

Эти пано отличало не только искусное составление и подбор цветов, но и небывалый размах и монументальность. Это поистине огромные полотна, которые производили неизгладимое впечатление на зрителей.

Этапы развития византийского искусства в мозаике

История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.

В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.

Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.

Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.

Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.

Художественные особенности

Композиции из смальты в Византии всегда отличались большей, чем у римлян, красочностью, многими оттенками и игрой цвета. Главным цветом для фона стал золотой.

Основные особенности византийской мозаики:

  1. Золотой фон, на котором выделялись фигуры. Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей. Причем при колеблющемся свете свечей фигуры казались живыми и движущимися. Это должно было производить неизгладимое впечатление на собравшихся прихожан.
  2. Византийские мастера обязательно выкладывали контуры фигур, что придавало им больше четкости. С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к. картины располагались на высоких потолках или дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят выразительнее и эффектнее.
  3. Большое разнообразие цветов и оттенков делало изображения почти живыми и объемными.
  4. Цветное стекло – очень выигрышный материал по сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или множестве свечей просто потрясает воображение яркостью и сочностью красок.
  5. Эти картины были главным декором соборов, базилик и других подобных сооружений, они были рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон, контуры и некоторая «неровность» изображений, что придает им глубины и выразительности.
  6. По сравнению с античными изображениями, ранние мозаичные фигуры более условными, более символичными. Ведь они изображали не простых людей и окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса Христа, Богоматерь или императоров.

Особенности композиции

  1. В отличие от многих античных изображений, христианские создавались с «пропагандистской» целью. Художникам важно было донести до населения определенные идеи. Поэтому точность и искусность художественного изображения стало движущей силой для развития этого искусства.

  2. Добиваясь максимальной выразительности, мастера разрабатывали и совершенствовали методы получения новых оттенков и техники укладки. 
  3. Поздние образцы демонстрируют уже более правильное и пропорциональное изображение человеческого тела.

    Фигуры иногда изображаются в движении или в повороте.

  4. Композиция изображений всегда соответствовала строгим христианским канонам. Соборы всегда украшали по определенной системе, символизирующей единство Неба, Рая и земного мира.

  5. Каждое изображение было строго на своем, определенном канонами месте.

Технология работы

Хотя мастера умели придавать отдельным элементам любые геометрические формы, все же основой для укладки стали мелкие кубики прямоугольной или квадратной формы. Реже встречаются овальные и другие элементы.

Основная техника византийской мозаики – это прямой набор. Кубики смальты с неотшлифованной поверхностью укладываются в ряд. И обязательно очень плотно прилегают друг к другу. 

По сравнению с древними образцами, эти элементы намного меньше по размеру и изящнее. Благодаря этому удается добиться тонкой выразительности лиц и цветового перехода. Также отличительной особенностью является более утонченная кладка ликов, одежды, мелких деталей.

Золотой, мерцающий фон – основное условие и отличие от других стилей. Само изображение имеет неровную поверхность и специфический, особенный блеск. Другие отличительные черты и особенности техники – правильные пропорции объектов. Особенно это касается более поздних изображений.

Древность и современность

Надо обязательно отметить, что многие приемы византийской мозаики используются в подобных работах и до сих пор. Эти особенности укладки и отделки стали не только визитной карточкой мастеров тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к которой обращаются и многие современные художники.

Видео примеры византийской мозаики

К примеру, некоторые современные православные церкви также украшены мозаичными картинами, в соответствии с древне-византийскими канонами. А в художественной академии Равенны, одного из «мозаичных» центров древности, существует отделение, где изучают это старинное искусство.

Специалисты со всего мира приезжают в этот город на семинары и симпозиумы. А выпускники академии работают реставраторами и делают копии известных картин византийской древности.

Где все это можно увидеть?

Великолепные образцы византийской мозаики можно увидеть, если поехать в Стамбул и посетить древнюю Айю-Софию. Богатейшие исторически художественные сокровища находятся в старинном городе Италии Равенне.

Великолепными мозаичными панно украшены местные соборы, баптистерии и мавзолеи древних правителей. Это, пожалуй, самые известные произведения данного стиля в мире.

Источник: https://obplitke.ru/mozaika/vizantijskaya-mozaika

Мозаика Древнего Рима

Какие
картинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначала
вспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композиции
из множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когда
развлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики.

Потом школьные годы –
создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затем
приходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложены
стены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница Тадж
Махал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства.

Ведь художественное
оформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных из
разных материалов.
Можно
сказать, что техника мозаики зародилась случайно.

Когда после применения в
строительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими
разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних
уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло
немного времени, и кто-то обратил на это внимание.

Позже при строительстве
зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня
мелкого размера разных цветов и оттенков.

В
свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания.
Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены
мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцов
мозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стекло
разных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было
приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в
зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.
Началом
«золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Его
властность, военное могущество и высокое экономическое положение требовали
достойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали не
только древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а и
ценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены не
только общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшали
стены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой.
Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов до
любовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. А
также в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои,
сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же,
мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так и
реально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений и
птиц.
Искусство
римской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего времени
картинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели исторические
личности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц,
узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичного
дела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу.
В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античной
архитектуры имеют свои современные названия.
На
руку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовался
качественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственно
на месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, но
создавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастер
работал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленные
его ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичных
картинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубики
располагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что таким
образом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.
Развитие
науки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. И
вскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные из
прозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно,
и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времен
из Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторую
жизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стекле
и смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекла
разного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполах
было христианство.
Римские
мозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольные
мозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооружений
часто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которые
сохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясь
грязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились в
полной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современные
археологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днем
открывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности,
воспевая великое искусство древних мастеров мозаики. В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным. Мозаику делали из натурального камня…

…или смальты – цветного стекла.

  В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения. 
 В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры. Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.
Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Обратите внимание

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!
Битва при Исе. Помпеи. Портреты, особенно женские, часто идеализированы. Натюрморт – один из популярнейших жанров.  Особенно любимы дары моря.
II век. Музей Ватикана. Птиц и животных римские художники изображали очень часто. Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.  

Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов  поражает.

Информация взята: http://uchitelj.livejournal.com/309499.html

Источник: http://teploe-utro.blogspot.com/2013/10/blog-post_27.html

История и виды мозаики

Эта техника появилась в III–IV веках, когда византийцы стали делать смальтовые кубики по римской технологии изготовления стекла. В стеклянную массу они добавляли золото, медь и ртуть, отчего казалось, будто мозаика “светится”. Кубики византийцы делали вручную, поэтому форма их была неровной, а цвета – “варварскими”. О современной смальте этого не скажешь.

Слева: Мозаика из церкви Сан-Витале в Равенне, VI век. Справа: Мозаичное панно Farlen, смальта, Sicis.

Мозаику из ценных пород камня придумали в эпоху Возрождения. Новая художественная доктрина требовала реалистичного изображения мира, и смальтовые кубики тут не годились. Поэтому узоры стали выкладывать из тонких пластин мрамора, родонита, лазурита, которые мастер точно подгонял друг к другу. Идея оказалась удачной – за семьсот лет техника совсем не изменилась.

Слева: Панно, середина XVIII века, Италия. Справа: Мозаичное панно, поделочные камни, МКК.

К XVIII веку венецианцы преуспели в изготовлении декоративного стекла и свои ноу-хау решили использовать при производстве смальты. Технику вдавливания кубиков в раствор они заимствовали у византийцев, но по форме венецианская смальта была не в пример ровнее византийской, а цвета – изысканными, за что ее с тех пор и ценят ювелиры и мебельщики.

Слева: Шкаф André Giza, дизайнер Карло даль Бьянко, Bisazza. Справа вверху: Медальон с портретом принца Альберта, 1864 год, Венеция. Справа внизу: Образец мозаики Damasco Rosso, Bisazza.

Римляне начали выкладывать полы кусочками цветных камней в IV–II веках до н. э. В течение полутора тысяч лет римские полы регулярно откапывают по всей Европе. Эту технику любили всегда, и в XIX веке даже делали с ее помощью вставки в ювелирные украшения. Сегодня римской мозаикой снова выкладывают полы – по старинке.

Слева: Пол в технике римской мозаики, XIX век. Справа: Фрагмент мозаики, мрамор, “Камины Петербурга”.

Мозаика из керамических плиток с раппортным узором – самая древняя из мозаичных техник, ею был украшен дворец царя Артаксеркса в Сузах в V веке до н. э. В России эта техника прижилась с XVII века: тогда раппортной плиткой облицовывали храмы нарышкинского барокко, а сейчас – кухни и ванные комнаты.

Слева: Декор стены медресе в Самарканде, XVII век. По центру: Плитка Anacapri Blu, серия i Decori su spugnato, Giovanni De Maio. Справа: Напольная плитка Salisbury, Original Style.

Редакция AD выражает благодарность Наталье Мамонтовой (ГТГ) и Александру Карнаухову.

Источник: https://www.admagazine.ru/design/istoriya-i-vidy-mozaiki

Римская мозаика: актуальный тренд в современном дизайне

Многие направления дизайна прошлых веков возвращаются в наше время и обретают второе дыхание.

Профессионалы из сферы оформления отмечают, что древнеримская мозаика обрела стремительно возрастающую популярность. Соединение небольших частиц создает уникальную и выразительную композицию.

Это стильное украшение для ванной комнаты, кухни или гостиной. Прием использовать в тематических кафе, отелях и магазинах.

Важно

Много столетий назад мозаика являлась важной составляющей искусства древнего Рима. Этот элемент интерьера считается визитной карточной этической стилистики.

Военная тематика, важные исторические события, мотивы светской и общественной жизни, орнаменты – это многое другое отражалось в композициях из мелких разноцветных частиц.

Картины из мозаики-фрески украшали стены и полы дворцов, государственных зданий.

Эффектные композиции могли себе позволить зажиточные горожане. Учитывая популярность дизайнерского приема, фирмы-производители разработали множество коллекций плитки с римским узором.

Тематикой мозаики могут быть растительные орнаменты, классические натюрморты, птицы и животные, пейзажи, бытовые сюжеты и многое другое.

Не зависимо от изображения качественный декор выглядит выразительно и привлекательно. Изображения представителей фауны и флоры являются классическими и замечательно вписываются жилые и общественные помещения.

Раньше особо популярной была мозаика с изображением античных богов и мифологических сюжетов.

В настоящее время такие композиции используют в декоре. Это элегантное дополнение античных стилистических направлений. Современные покупатели имеют возможность воспользоваться услугой на заказ.

Мастера создадут уникальное полотно в выбранной тематике заказчика. Размеры композиции зависят от пожеланий клиента.

Однако имеются определенные рекомендации: чем крупнее комната, тем больше может быть декоративное полотно.

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности.

Совет

Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием.

Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.

Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:

  • кухня;
  • столовая;
  • ванная;
  • гостиная;
  • сауна или парная;
  • фасад здания (внешняя отделка).

При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:

  • камины;
  • ступени лестниц;
  • чаши бассейнов.

Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Обратите внимание

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

С помощью разных техник мастера укладывают настенные и напольные рисунки в древнеримской тематике.

  • Opus tessellatum. Это крупная и фактурная мозаика. Размеры частиц обычно составляют более 4 мм. Такой прием часто используют для декорирования мозаикой общественных заведений и крупных комнат.
  • Opus vermiculatum. Более деликатный и аккуратный вариант. Каждый элемент составляет менее 4 мм. Тэта техника подходит для дательных изображений.
  • Opus sectile. Данную технику называют флорентийской. Специалисты используют частички различных размеров для создания выразительных композиций. Мастера сочетают частички стекла, грубый и необработанный камень. Камень помещают в центр композиции, обрамляя его более мелкими частицами из других материалов.
  • Opus regulatum. Техника создания лаконичных рисунков, которые складывают из геометрических фигур. Частички равны между собой по размеру и форме.

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы.

Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры.

За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.

Источник: https://stroy-podskazka.ru/mozaika/rimskaya/

Римская мозаика в интерьере

Каждый стремится сделать интерьер своего дома максимально красивым и уютным. Современные дизайнеры имеют по-настоящему безграничные возможности. Уже не нужно ограничиваться каким-то одним стилем, можно смело выбирать из всего многообразия вариантов.

Так, в последнее время все чаще наблюдается тенденция к применению в отделке старинного искусства. В частности – римской мозаики. Такая техника выглядит просто великолепно, она легко преобразит любую обстановку, сделает ее более стильной, оригинальной и изысканной.

Римская мозаика, в отличие от других разновидностей, создается из мелких разноцветных квадратиков камня или эмали. Благодаря тому что элементы композиции отличаются небольшим размером, удается достичь максимальной реалистичности и точности изображения.

Такая техника декоративно-прикладного искусства возникла в Древнем Риме, еще во втором веке до нашей эры. Сначала древнеримские фрески создавались из гальки и изображали примитивные сюжеты.

Затем мастера стали создавать картины с военной тематикой, анималистичными и природными узорами.

А чтобы разнообразить цветовую палитру, стали использовать сланец, мрамор, известь и даже полудрагоценные камни.

Данный отделочный материал имеет очень широкий спектр применения. За счет универсальности и практичности его можно смело принять как для оформления внутренних помещений (гостиных и ванных комнат, прихожих, кухонь, спален), так и для отделки фасадов домов и особняков.

Кроме того, довольно часто римскую мозаику используют для украшения каминов, бассейнов, столешниц, карнизов и т. д. Особенно эффектно выглядят полы в просторных залах, которые дополнены римской мозаикой. Не менее большое признание получили и отдельные мозаичные фрески и картины. Они используются для создания акцента в интерьере.

А если вы хотите создать действительно великолепный интерьер, то оформите потолок при помощи такой плитки. Он может быть как классическим, так и многоярусным.

Важно

Подобная техника позволит превратить ваш дом в настоящий дворец, достойный римского императора.

Мозаика не теряет своей популярности на протяжении многих веков. Это обусловлено множеством достоинств, которые отличают данный материал. Перечислим некоторые из них.

  • Прочность. Плитка не портится от перепадов температур, а также характеризуется устойчивостью ко влаге. Мозаике не страшны механические повреждения, она не трескается и не деформируется. К тому же, внешний вид плитки и насыщенность красок не меняются под воздействием солнечных лучей.
  • Долговечность. За счет своих качеств мозаика прослужит много десятилетий. Поэтому если вы украсите свой интерьер мозаикой один раз, вам не придется больше думать о ремонте.
  • Эстетичность. Панно и фрески, сделанные из римской мозаики, выглядят просто потрясающе. Они преобразят любой интерьер и придадут ему особый и неповторимый стиль. А варианты картин, которые можно создать при помощи этого материала, могут быть самыми разнообразными.
  • Практичность. Покрытие из мозаики не требует особого ухода. Ее легко очистить от любых загрязнений, не прилагая усилий и не тратя много времени.
  • Еще одним преимуществом римской мозаики является простота ее реставрации. Поскольку общая композиция состоит из множества отдельных элементов, их получится легко обновить при необходимости. Это делает срок службы такой плитки еще больше.

Несмотря на все плюсы данного материала, следует отметить и пару недостатков.

  • У вас не получится сделать качественное панно из римской мозаики своими руками, если вы не имеете подобного опыта. Для этого придется нанимать профессионалов и приготовиться к тому, что процесс весьма трудоемкий и занимает немало времени.
  • Также немаловажно и то, что стоимость оформления при помощи римской мозаики по карману не каждому. Особенно если речь идет о больших площадях.

Однако долговечность, практичность и красота такого материала с лихвой компенсируют эти минусы.

Больше всего такая плитка подходит для обстановки, которая выполнена в античном стиле. Вы можете заказать небольшое панно или фреску или же нанять мастера для отделки большой площади в помещении.

При оформлении комнаты мозаикой следует соблюдать одно простое, но важное правило: чем просторнее помещение, тем крупнее должна быть картина из плитки.

Ведь в слишком большой комнате миниатюрное изображение просто затеряется. При этом в маленьком месте обилие фресок или плиточного орнамента может выглядеть слишком вычурно и неуместно.

Попытайтесь найти наиболее гармоничный вариант.

Чаще всего для составления композиции используют натуральные камни. Однако такой вариант отличается достаточно большой стоимостью. Поэтому можно выбрать для мозаики керамику или более доступные современные разновидности плитки.

Помните о том, что поверхность, на которой будет располагаться римская мозаика, должна быть однотонной. Иначе вы не достигнете желаемого эффекта и посторонние цвета и орнаменты будут отвлекать от мозаичной картины. Если вы хотите разместить крупное изображение в просторной комнате, то расположите его по центру. Так мозаика будет выглядеть наиболее выигрышно.

Не стоит размещать художественны картины или другие декоративные детали на стенах, где уже есть римская мозаика. Панно из такой плитки является самодостаточным украшением и не нуждается в дополнении.

Кстати, если ваша квартира выполнена совсем не в античном стиле, а разместить римскую мозаику вам все же хочется, то не стоит отказывать себе в таком удовольствии. Особенность римской мозаики заключается в том, что она отлично сочетается с разными видами стиля, хоть и сама является достаточно яркой.

Совет

Во все времена такое искусство было показателем хорошего вкуса и высокого статуса владельца дома. Поэтому не стоит переживать, что вы рискуете оказаться не в самом выгодном положении, если добавите римской экзотики в свой привычный интерьер. Римская классика будет актуально всегда, эта техника не подвластна времени.

Используйте плитку для оформления чаши своего бассейна. Или же облицуйте мозаикой каминный зал. Вот увидите, такой прием не останется без внимания. А если вы решите полностью оформить ванную комнату в стиле римской эпохи, то результат будет просто потрясающим. Дополните пространство подходящими по стилю аксессуарами, и у вас получится великолепный интерьер.

Не бойтесь экспериментировать и добавлять в обстановку что-то интересное. Римская мозаика станет отличным вариантом для этого.

Процесс создания мозаики показан в видео ниже.

Источник: https://dekoriko.ru/mozaika/rimskaya/

Мозаика: от древнейших времен до наших дней. Древние мозаики

ГлавнаяДревнийДревние мозаики

Мозаика

Техника исполнения искусства мозаики произошла ещё в древнем античном мире. Мозаичное панно может отображать определенную тематику или рисунок, быть исполнено в любых тонах, с использованием любого стиля от классического до самого современного. Мозаика способна придать помещению оригинальный и необычный облик.

Содержание статьи

История появления мозаики

Греческая и Римская мозаика

Впервые, мозаика была обнаружена, как сформировавшееся искусство в древней Греции, ей часто оформляли многие публичные места, дома знати и стены культовых сооружений.

Римляне, известные своим стремлением к величию и роскоши любили украсить многие элементы жилья мозаичными панно. Отсюда возникла римская мозаика, где использовались кусочки разноцветных природных камней или же заменялись морской галькой.

Чем мельче кусочки камня, тем сложнее и тоньше по цветовым качествам получалось панно.

Римская мозаика

Византийская мозаика

Столетиями позже, в Византии, переняли этот красивый художественный приём, немного изменив технику мозаики.

Подобные мозаичные панно декорировали не только полы и дно бассейнов, но искусство прочно прижилось на стенах и сводах христианских храмов.

Именно византийские мастера стали первые применять в мозаике не только различные камешки, а так же смальту – стеклянные маленькие кубики различного цвета и блеска, предварительно окрашивая их природными минеральными материалами.

Византийская мозаика

Флорентийская мозаика

В рассвет высокого средневековья в Европе не прослеживался особый интерес к данному искусству, разве что в отдельных его ипостасях.

К примеру, для многих духовных особ высокого ранга, а так же для богатых феодалов часто выполнялась инкрустация – определённый вид мозаичного искусства.

Флорентийский стиль мозаики – считается самым сложным в исполнении, где художественный замысел основан на гармоничном подборе точного оттенка каменных фрагментов, используя их природный рисунок.

Флорентийская мозаика

Русская мозаика

Особое русское дыхание мозаика приобрела в 18 веке на Урале, в процессе освоения добычи минералов и камней. Здесь вновь возродилась идея флорентийского стиля, но особенностью стало применение не только яшмы и мрамора, но и полудрагоценных камней самоцветов – малахит, лазурит и т. д.

Русская мозаика

Мозаика в наше время

В наше время данное искусство переживает новое рождение. Люди в современных офисах и квартирах уже устали от стандартов пластика и бетона.

Они желают любоваться интерьером, в котором присутствует подлинное творчество, более оригинальное и глубокое. А мозаика, вполне способна полностью удовлетворить это желание.

В современном разрезе мозаика играет роль не только возвышенного искусства, а так же является весьма модной отделочной технологией интерьера.

Далее, мозаика представляет собой достойную альтернативу керамической плитке и множеству других современных материалов. Благодаря принципу множества мелких фрагментов она очень удобна и гибка в исполнении и без труда справляется с самыми сложными рельефными поверхностями. Отделке подвергаются подиумы, колонны, плавные изгибы стен и т.д.

Раньше мозаичные работы представляли собой изнурительный, долгий и невероятно сложный процесс, а значит дорогой. Но в наше время существуют современные технологии работы с этим материалом, что облегчает процесс в десятки раз. Это происходит с помощью готовых модулей мозаичных композиций. Элементы могут быть из разных составляющих.

Керамическая мозаика

Походит на обыкновенную плитку, только гораздо меньших размеров. Неожиданные и разнообразные цвета и оттенки вплоть до воспроизведения спецэффекта. Имитация трещин, цветовых вкраплений, металлической поверхности.

Керамическая мозаика

Каменная мозаика

Здесь используются различные породы натурального камня, от недорогого туфа, до яшмы и мрамора. Оттенки природного покрытия неповторимы, поэтому панно получается уникальным.

Каменная мозаика

Керамогранитная мозаика

Используется битое стекло и каменная крошка. В итоге получается весьма прочная отделочная плитка с эффектом свечения изнутри, такой вид идеально подходит для пола и ступеней, а также в украшении бассейна.

Керамогранитная мозаика на кухне

Стеклянная мозаика

Пожалуй, самый распространённый вид из всех мозаичных покрытий, названный ещё «венецианским стилем». Подобная технология позволяет выкладывать потрясающие по красоте и графике панно.

Уникально смотрятся наборные варианты ковров из стеклянной мозаики. Дно бассейна обретает умопомрачительную красоту в результате эффекта стекла и воды.

Профессиональные дизайнеры помогут вам реализовать индивидуальные проекты, будь то портреты или изображения любимых пейзажей.

Стеклянная мозаика

xn—-dtbkminffajlcl6k.xn--p1ai

Римская мозаика: техники и их особенности

Римская мозаика — художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки.

Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее.

Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

Содержание статьи

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э.

Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев.

Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Римская мозаика

Обратите внимание

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Важно

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

dedpodaril.com

История мозаики

Мозаик в переводе (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное музам). Как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Возникновение данного вида искусства и истории его развития.

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.

Античную эпоху, под влиянием древневосточных образцов мозаика (первоначально выполнялась цветной галькой на полах).

Своего расцвета достигла во времена римской империи, ей выкладывались стены и полы вилл, дворцов, термы (общественные бани), из материалов в этот период применялись композиции из цветных камней и смальты.

Самыми выдающимися творениями, этой эпохи были сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полутора тысяч кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм.

Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белы тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета.

Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На раннем этапе средневековья (VI–VIII века) своими мозаиками славился итальянский город Равенна, ей украшались многочисленные дворцы и храмы. На фресках, и вообще в убранстве использовалась мозаика.

Совет

Своими мозаичными узорами славился г. Монреале, там находится большой кафедральный собор. Он блистает в золотистых красках, они предают ему ощущение богатства и величия.

Помимо собора, внимание заслуживают бенедиктинский монастырь.

В средневековье, мозаика была очень полярным видом искусства для украшения соборов, но фреска вытеснила ее, хотя мозаика в отличие от последней не теряет цвета, и рисунок не тускнеет и его не нужно обновлять.

Важный вклад в развития мозаики внесла исламская культура. Мечети и минареты, в своем внутреннем убранстве используют мозаику. Основными видами мозаики были – паркетри и интарсия.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала.

Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства.

Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

В российской истории еще наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва».

В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: “Новокузнецкая”, “Чеховская”, “Нагатинская”, “Белорусская”, тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

  1. Паркетри
  2. Интарсия
  3. Инкрустация
  4. Блочная мозаика

Расскажу про каждый из них подробно.

Паркетри

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции. Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями.

Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Обратите внимание

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево).

В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются.

Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур.

Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика – это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

Немного расскажем про материалы, которые используют в производстве мозаики. К традиционным материалам можно отнести: смальту (непрозрачное стекло или стекло с оксидами металлов), керамику, стекло, дерево, мрамор. К экзотическим материалам относятся полудрагоценные камни, слоновая кость (широко применялась в Греции и Риме), дорогие породы дерева (черное, красное и т.д.).

Важно

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

Источник: https://religionpeace.ru/drevnij/drevnie-mozaiki.html

Ссылка на основную публикацию